Социология Тест

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

*****

Инженерно-экономический институт МАИ

Учебно — методический центр дистанционного обучения

УМЦ «ДИОМЕН»

Кафедра гуманитарных наук

Латышева В.В.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

«Социология» в системе дистанционного обучения

Москва – 2012

Назначение курса социологии в системе дистанционного обучения

в инженерно-экономическом институте МАИ

Цель изучения дисциплины «Социология» состоит в том, чтобы:

  • обеспечить научно-информационную основу для формирования социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, имеющих представление о социальной динамике, функционировании социальных институтов, социальных статусах и ролях личности, интересах, мотивах и нормах поведения индивидов и социальных групп;
  • пробудить интерес к человеку как личности, субъекту общества, работнику и руководителю в сфере профессиональной деятельности;
  • способствовать формированию социального мышления студентов, научить их умению самостоятельно анализировать сложные социальные процессы, проте­кающие в современном мире и оценивать их с позиции научной методологии.

Именно социология раскрывает сущность взаимосвязей, взаимозависимость элементов социальной системы, дает объяснение необходимости усиле­ния социальной солидарности и кооперации, формирует представление о воз­можностях самореализации индивида, достижении им тех или иных высот в статусной иерархии общества, что способствует мобилизации ресурсов лично­сти, ее социальной активности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление об основных исторических этапах становления социо­логии как науки, методах конкретно-социологических исследований, использо­вании социологических знаний в профессиональной деятельности и межлично­стных отношениях;
  • знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, в том числе, таких, как промышленные пред­приятия и трудовые коллективы; семья, этносы, принципы взаимодействия личности и общества, солидарные и конфликтные социальные отношения, ценностно-нормативный механизм их регуляции;
  • уметь методологически грамотно анализировать различные социальные фак­ты.

Последовательность изучения курса и контроль знаний студентов

Курс состоит из 13 логически связанных между собой тем. В данном методическом пособии для каждой темы учебной программы приведены вопросы для самопроверки. Ответы на них не нужно отсылать в институт, однако, размышляя над ними, Вы сможете глубже освоить курс и успешно справиться с контрольным заданием. Кроме того, под заголовком «Проверь себя» даны определения ключевых понятий, составивших логическую конструкцию темы. На них следует обратить внимание при самопроверке знаний.

Итоговый контроль знаний осуществляется по окончании проработки студентом всего курса и выражается в ответе на тестовые задания и написании самостоятельной творческой работы на тему «Мои социальные статусы и роли».

Требования к оформлению заданий

итогового контроля знаний

ТЕСТ состоит из 30 вопросов. В вопросах, содержащих варианты ответов, необходимо отметить тот, который, по вашему мнению, является правильным (при этом следует помнить, что в некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов). В открытых вопросах студент должен самостоятельно сформулировать и записать правильный ответ.

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА (эссе) – творческое задание, она должна быть написана самостоятельно, после изучения темы 4 «Личность в системе социальных отношений». Тема эссе – «Мои социальные статусы и роли». Работа выполняется в объёме 2 — 4 страницы формата А 4. Если студент использует цитаты, внизу страницы должны быть ссылки на источник информации.

Ответы на тестовые задания и письменную работу студент высылает на проверку в адрес института ОДНОВРЕМЕННО. После их проверки институт уведомляет студента о результатах контроля успеваемости. Итоговая оценка знаний студента представляет собой среднее из оценок двух заданий.

Градация оценок тестовых заданий

Количество правильных ответов

Оценка

27-30 баллов

отлично

21-26 баллов

хорошо

11-20 баллов

удовлетворительно

менее 10 баллов

неудовлетворительно

Письменная работа также оценивается по 4-балльной системе.

Литература

Основная литература

1. Латышева В.В. Социология. Учебное пособие. — М., «Доброе слово», 2007.

Дополнительная литература

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2005
  2. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 2010.
  3. Кравченко А.И. Социология. – М., 2011.
  4. Латышева В.В. Основы социологии. – М., «Дрофа», 2008.
  5. Социология: общий курс. Отв. Ред. Эфендиев А.Г. — М., 2002.
  6. Социология: Основы общей теории. Под ред. Добренькова В.И. – М., 2008.
  7. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. – М., 2010.
  8. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Осипова Г.В.). М.,1998.

Вопросы для самопроверки

Тема 1. Социология как наука. Специфика социологического метода

  1. К какому типу знания относится социология: гуманитарному или социальному? Почему? Чем отличаются социальные и гуманитарные науки?
  2. Чем отличаются объект и предмет изучения науки? Что выступает объектом исследования социологии? А предметом?
  3. Поясните смысл понятия «социальное». Что такое социальный факт? Социальная проблема?
  4. Что такое метод исследования науки? Чем отличаются общенаучные и специальные методы?
  5. Как отличить теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное знание?

Проверь себя

Научное знание — проверенный на опыте или рационально доказанный результат процесса познания, зафиксированный в культуре в виде понятий, идей, теорий.

Объект науки — та область окружающей действительности, которая находится в центре исследовательского поиска науки.

Предмет науки — существенные свойства, характеристики, отношения объекта исследования, его отдельные стороны, внутренние взаимосвязи, которые интересуют ту или иную науку.

Социальное — форма регуляции отношений между индивидами, в основе которой лежат их взаимные обязательства.

Социальный факт — совокупные, систематизированные характеристики массового поведения, массового сознания и продукты материальной и духовной деятельности людей.

Социальная проблема – реальное противоречие, неясность, конфликт интересов, дезорганизация при отсутствии знания о путях, средствах, возможностях его разрешения.

Тема 2. История социологии

  1. Какую роль в становлении социологии сыграла философия?
  2. Какие требования выдвигал О.Конт к науке, которую он первоначально назвал «социальной физикой»?
  3. Какие аналогии проводили социал-дарвинисты? В чем состоят достоинства и недостатки их социального учения?
  4. Как Э.Дюркгейм объяснял понятие «социальный факт»? Какие принципы познания социальных фактов он предложил?
  5. В чем сущность материалистического понимания истории Маркса?
  6. Почему теоретическая доктрина М.Вебера называется «понимающей» социологией?
  7. Какие направления в русской социологии вы знаете?

Тема 3. Формирование социальных отношений:

социальное действие и взаимодействие

  1. Какое влияние на зарождение и развитие социальных отношений оказали природно-географические факторы?
  2. Что, по мнению М.Вебера, придает действию социальный характер? Почему социальное действие считается одной из важнейших категорий социологии? Чем социальное действие отличается от мнимого?
  3. Как менялись в ходе исторического развития мотивы социального действия?
  4. В какой форме осуществляется социальная связь?
  5. Почему власть считается универсальным средством обмена?
  6. Охарактеризуйте известные вам исторически сложившиеся формы социального взаимодействия – сотрудничество и соперничество, конкуренцию и конфликт.

Проверь себя

Власть – социальное взаимодействие индивидов, при котором одна сторона отношений имеет способность и возможность навязать свою волю другим участникам, определяя их поведение.

Интернализация – усвоение индивидом ценностей и норм конкретного общества.

Номинализм в социологии – концепция, заключающаяся в признании единичного индивида, реализующего свои сознательно определенные цели во взаимодействии с другими индивидами, единственным реальным социальным субъектом. В классической форме нашел свое выражение в теории социального действия М.Вебера.

Социальное действие – осознанное действие индивида, направленное на достижение цели, находящееся в связи с действиями других, влияющее на них и в свою очередь испытывающее влияние поведения других.

Социальная связь — зависимость, реализованная через социальное действие.

Социальный контакт – единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.

Социальное взаимодействие – регулярный систематический, возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся развитием, расширением социальных связей (зависимостей).

Социальная самость – одно из основных понятий в концепции Дж.Мида, обозначающее двойственную природу личности индивида: «I» -ее внутренний стержень, с позиции которого происходит отбор ценностных ориентиров и «Me» — влияние обобщенных представлений, установок других людей на жизненные ориентиры личности.

Тема 4. Личность в системе социальных отношений

  1. Раскройте содержание понятий “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”.
  2. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
  3. Что такое социальный статус личности? Какие виды социальных статусов Вы знаете? Опишите свой статусный набор.
  4. Какие социальные роли Вы выполняете? Что такое социальная роль?
  5. Почему возникает конфликт социальных ролей? Как он преодолевается?
  6. Как Вы можете подтвердить наличие статусно — ролевого принуждения?
  7. Согласны ли Вы с Э.Дюркгеймом, считавшим, что “чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами”?

Проверь себя:

Человек – Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов в известной нам части мироздания. Имеет биосоциальную природу.

Личность – конкретное выражение сущности человека, устойчивая система социально — значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Индивид – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель как биологических, так и социальных качеств.

Индивидуальность — своеобразие черт, характеристики, которыми отдельнный индивид отличаемся от других.

Ролевой конфликт – внутреннее индивидуально переживаемое состояние напряжения, связанное с выполнением социальных ролей.

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Статусная дистанция — условное расстояние между социальными статусами. Статусные символы — внешние свидетельства принадлежности индивида к тому или иному социальному слою.

Социальная роль — поведение, ожидаемое обществом от носителя того или иного социального статуса.

Экспектации (ролевые ожидания) – совокупность требований, предъявляемых к выполнению социальных ролей, с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействия индивидов.

Тема 5. Социализация личности

  1. Раскройте смысл термина «социализация». Верно ли, что процесс социализации проходит на протяжении всей жизни человека?
  2. Как объясняли механизм процесса социализации З.Фрейд, Ж.Пиаже, Дж.Мид, Ч.Кули?
  3. От каких факторов зависит эффективность процесса социализации?
  4. Раскройте смысл понятий «десоциализация» и «ресоциализация».
  5. Расскажите об особенностях процесса социализации на различных этапах жизни.
  6. Чем отличается механизм реализации преднамеренной и непреднамеренной социализации?
  7. Чем отличается процесс социализации в различных типах обществ?
  8. В чем состоит значение процесса социализации для личности и общества?

Проверь себя:

Агенты социализации – социальные институты и отдельные люди, под влиянием которых происходит социализация личности.

Десоциализация – разрушение личности в результате негативного влияния социума.

Ресоциализация – вторичная социализация, в ходе которой происходит углубление, развитие, уточнение первичных знаний, взглядов и ценностных ориентаций личности.

Социализация — процесс формирования и развития социальных качеств индивида на основе усвоения им определенной системы знаний, норм, ценностей, опыта предшествующих поколений людей.

Феральный человек – индивид, оказавшийся в раннем детстве изолированным от других людей и по этой причине не освоивший социальных навыков.

Тема 6. Культура как социальное явление.

  1. Что понимается под культурой в социологии?
  2. Какие функции выполняет в обществе культура?
  3. Дайте характеристику основных форм культуры.
  4. Проанализируйте важнейшие элементы культуры: ценности, нормы, традиции, обычаи …
  5. Почему ценности являются важнейшим элементом культуры? Какие, на Ваш взгляд, изменения произошли в системе ценностей россиян в 90-е годы ХХ века?
  6. Как осуществляется взаимодействие и взаимовлияние культур?

Проверь себя:

Аномия – ослабление ценностно-нормативного регулирования в обществе.

Культура – система наиболее фундаментальных взглядов, ценностей, норм, значений, имеющая национальное своеобразие, регулирующая поведение индивидов и групп и помогающая им организовать коллективную социальную жизнь.

Культурные комплексы – совокупность нескольких взаимосвязанных материальных и нематериальных элементов культуры.

Культурный код — механизм, обеспечивающий совпадение ожиданий общества и культурно регулируемого поведения личности, знаками которого выступают жесты, мимика, стиль и качество одежды, слова, манеры поведения и др..

Культурная трансмиссия – обеспечение преемственности в культуре.

Культурный лаг – неравномерность развития различных элементов культуры.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о главном: о добре и зле, любви и дружбе, чести и достоинстве.

Тема 7. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.

  1. Что представляет собой социальный контроль и каково его назначение?
  2. Какую роль в жизни общества играют социальные нормы и санкции?
  3. Определите характер нижеследующих санкций: премия, клевета, игнорирование, аплодисменты, комплименты, конфискация имущества, выговор, злая шутка.
  4. Каковы различия между нормами и ценностями?
  5. Почему обесцениваются некоторые санкции?
  6. Что такое девиантное поведение? Приведите примеры и расскажите о способах преодоления девиации в обществе.
  7. Чем отличается отклоняющееся и преступное поведение?
  8. Какой вид социального контроля – внешний или внутренний – играет более важную роль в развитии современного общества? Почему?

Проверь себя:

Социальный контроль – выработанный обществом способ поддержания общественного порядка и обеспечения социально приемлемого поведения индивидов.

Социальные нормы – это предписания, указания, пожелания разной степени строгости, заставляющие индивидов поступать так, как это принято делать в данном обществе, конкретной социальной среде, в конкретной ситуации.

Социальные санкции – это реакция общества на действия индивида: позитивная (одобрение) или негативная (наказание).

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от норм, ведущее к дезорганизации социальной жизни и социальной аномии.

Тема 8. Социальные институты

  1. Что такое социальный институт? Каково назначение социальных институтов?
  2. Укажите важнейшие признаки социальных институтов.
  3. Как изменилась жизнь общества с возникновением социальных институтов?
  4. Чем объясняется многообразие социальных институтов?
  5. Что такое дисфункция социального института? Каковы причины дисфункций?
  6. Т. Веблен писал, что было бы наивным утверждать, будто люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести машину. Эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных потребностей, а выполняют скрытую, т.е. латентную функцию. Какую? Какие явные и латентные функции выполняют предметы молодежного обихода?
  7. Чем отличаются традиционные и современные социальные институты?
  8. Как происходит развитие социальных институтов?

Проверь себя

Институализация — процесс формирования социального института.

Неформальные социальные институты – тесные, регулярные, значимые неофициальные отношения между людьми или группами людей, в основе которых лежат взаимно разделяемые ценности.

Социальные институты — это исторические сложившиеся устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные обеспечивать удовлетворение жизненно важных потребностей на высоком профессиональном уровне.

Социальные функции – устойчивые, наблюдаемые социальные последствия деятельности институтов.

Латентные функции социальных институтов — скрытые, не осознающиеся и не планирующиеся последствия, возникающие неожиданно для участников социального взаимодействия

Явные функции социальных институтов — планирующиеся и осознающиеся участниками социальных взаимодействий социальные последствия деятельности.

Тема 9. Социальные общности и группы

  1. Раскройте смысл категории «социальная общность». Какую роль играют социальные общности в жизни человека? Членом каких социальных общностей вы являетесь?
  2. Дайте краткую характеристику основных типов социальных общностей.
  3. Каков механизм влияния на поведение людей толпы как социальной общности?
  4. С чем связано распространение массовых форм поведения в XX в.?
  5. К какому типу социальных общностей относятся семья, компания друзей, учебная группа, футбольные фанаты, очередь, зрители теат­рального спектакля, молодежь, пассажиры поезда, читатели одной газеты, рабочие заводского цеха?
  6. Чем, на Ваш взгляд, отличается социальная общность от социальной группы? Определите, является ли ваш трудовой коллектив социальной группой.
  7. На основе континуума стилей лидерства Р.Танненбаума и У.Шмидта ответьте на вопрос: при каких характеристиках группы допускается каждый из названных стилей лидерства.

Проверь себя

Лидерство – система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

Нация – это социальная общность, возникшая на этнической основе и отождествляющая себя с государством.

Социальная группа — устойчивая общность людей, возникающая на осно­ве социальных взаимодействий.

Социальная общность — совокупность социальных связей и взаимодей­ствий индивидов, вызванных необходимостью объединения усилий для достижения общих целей.

Социометрия – методы изучении малых групп, направленные на определение характера и распределения внутригрупповых эмоциональных отношений.

Укрепление этноса — процесс усиления в нем социальных связей, инте­грации, роста этнического самосознания, ответственности перед своим народом.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устой­чивая общность людей, обладающая единством культуры, а также самосознанием и самоназванием.

Тема 10. Общество как социальная система

  1. Назовите основные признаки общества.
  2. Что представляет собой структура общества как социальной системы? Дайте краткую характеристику каждого уровня.
  3. Какие функции выполняет социальная система?
  4. По каким критериям можно выделять типы обществ?
  5. Как Вы понимаете прогресс общества и его регресс?
  6. В чем суть процесса модернизации общества? Чем отличается органическая и неорганическая модернизация общества? Приведите примеры.
  7. Чем принципиально отличаются традиционное и современное общества?

Проверь себя

Общество — устойчивая совокупность людей, занимающая определенную территорию, объединенная прямыми или опосредованными взаимодействиями, общей культурой, системой управления, испытывающая чувство единства и не зависящая от других обществ.

Государство – это одна из форм (политическая) социального взаимодействия, включающая определенный тип политического режима

Страна – это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Социальная система – целостное, устойчивое социальное образование, имеющее внутреннюю структуру, структурные элементы и связи, обладающее свойствами, не сводимыми к простой сумме характеристик ее элементов.

Прогресс социальный – направленность и результат социальных изменений, при которых происходит поступательное, восходящее развитие, смена простых, архаичных, низших форм более сложными и современными.

Революция социальная – коренной, качественный переворот во всех сферах общественной жизни, в котором принимают участие самые широкие массы.

Модернизация – индустриализация аграрных, традиционалистских стран на основе формирования достиженческих ценностей, научно-технического и технологического прогресса.

Тема 11. Социальная стратификация и мобильность

  1. Каковы причины социального неравенства? Какую роль в обществе оно играет?
  2. По каким критериям (основаниям) осуществляется стратификация современного общества?
  3. Дайте характеристику основных социальных слоев общества. Какова роль среднего социального слоя в жизни общества?
  4. Что такое социальная мобильность? Какие виды мобильности Вы знаете?
  5. Какое общество называется открытым, а какое – закрытым?
  6. Кто такие маргиналы?
  7. С помощью каких каналов можно повысить свой социальный статус в обществе?
  8. Каковы социальные последствия миграции?

Проверь себя

Социальное неравенство — это неравенство различных социальных статусов. Оно проявляется в обществе как неравный доступ носителей различных социальных статусов к социальным благам и дефицитным ресурсам – богатству, престижным профессиям, привилегиям.

Социальная стратификация – структура социального неравенства, деление общества на социальные группы по материальному достатку, политическому влиянию, уровню образования и престижу профессий.

Профиль стратификации — графическое выражение процентного соотношения различных социальных слоев в составе населения страны.

Социаль­ная мобильность — совокупность всех перемещений индивидов в социальном пространстве, любые изменения его социального статуса.

Маргинал — индивид, занимающий промежуточное положение между двумя социальными слоями, частично включенный в культуру каждого слоя, но полностью — ни в одну из них.

Тема 12. Общественное мнение как феномен социальной жизни

  1. Покажите на примерах, что общественное мнение выступает социальным институтом.
  2. Какие факторы определяют влияние общественного мнения на действия субъектов власти?
  3. Насколько влиятельным было общественное мнение в традиционном обществе? Приведите примеры.
  4. Дайте характеристику уровней формирования общественного мнения.
  5. Какие события чаще всего становятся объектами общественного мнения? Приведите примеры.
  6. Охарактеризуйте основные функции общественного мнения.
  7. Чем определяется специфика изучения общественного мнения?

Проверь себя

Интенсивность общественного мнения — степень интереса общества (группы) к событиям или явлениям.

Массовое сознание – тип общественного сознания, — связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей. Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях

Объект общественного мнения — повод (явление или факт, затрагивающий интересы многих людей), относительно которого формируются оценочные суждения групп людей.

Субъект общественного мнения – выразители преобладающей в том или ином сообществе оценки.

Общественное мнение — это оценочные суждения групп людей, относительно проблем и событий действительности, связанных с их интересом.

Общественное сознание — отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом

Управление формированием общественного мнения – целенаправленное воздействие субъекта управления на общественное сознание для формирования оценок тех или иных актуальных событий или явлений.

Тема 13. Методология и методы социологического исследования

  1. Какие задачи решает прикладная социология?
  2. Дайте характеристику основных этапов проведения прикладного социологического исследования.
  3. Какие виды социологических исследований вы знаете? Чем они отличаются?
  4. Что представляет собой программа социологического исследования?
  5. Дайте краткую характеристику основных эмпирических методов сбора первичной социологической информации.
  6. Какие методы обработки первичных данных Вы знаете? В чем их сущность?

Проверь себя

Методология – это система принципов научного исследования, а также совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Методы – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию инструкции.

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура – последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.

Социальная проблема – реальное противоречие, неясность, конфликт интересов, дезорганизация при отсутствии знания о путях, средствах, возможностях его разрешения.

Гипотеза – предположение исследователя относительно структуры и характера объекта, подлежащего изучению.

Верификация — проверка, эмпирическое подтверждение теоретических Положений наука путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами.

Выборочная совокупность — часть элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования.

Генеральная совокупность — множество элементов, имеющих какую-либо общую четко определенную характеристику, указывающую на принадлежность к данной системе.

Концепция — понимание, трактовка каких-либо явлений, процессов.

Тестовые задания

Инструкция. Тест состоит из 30 вопросов. К каждому вопросу дано несколько вариантов ответа, из которых правильный один или несколько. Отметьте знаком + в колонке справа тот (те) вариант(-ы), которые, на ваш взгляд, являются правильными. При ответе на открытый вопрос впишите свой ответ в свободное пространство.

№1

Тип: многие из многих

Какое высказывание относительно соотношения социально-философского и социологического знания является истинным?

Ответы

Правильный

1

Социология является теоретическим фундаментом социальной философии;

2

Социология дает конкретную картину общественного развития, а философия – наиболее общую;

3

Социология изучает общество в историческом контексте, а социальная философия – его современную стадию развития;

4

Социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии

№2

Тип: один из многих

Национальные отношения для социологии являются

Ответы

Правильный

1

Объектом исследования

2

Предметом исследования

3

Одновременно тем и другим

№3

Тип: многие из многих

Укажите всех субъектов социальных связей

Ответы

Правильный

1

Индивид

2

Семья

3

Производственный коллектив

4

Этническая общность

№4

Тип: один из многих

Пользуясь типологией мотивации М.Вебера, определите, к какому типу относится мотив студента, готовящегося к экзамену?

Ответы

Правильный

1

целерациональному

2

ценностно-рациональному

3

традиционному

4

аффективному

№ 5

Тип: один из многих

Можно ли считать социальным действием: 1) прогулку в парке; 2) приготовление обеда детям?

1

Социальным является действие 1

2

Социальным является действие 2

3

Оба действия являются социальными

4

Оба действия нельзя считать социальными

№ 6

Тип: один из многих

Социальность – это эффект, возникающий в результате …

Ответы

Правильный

1

Взаимодействия людей

2

Продолжительного пребывания человека в природной среде

3

Длительного проживания людей на определенной территории

4

Наследования людьми генетической программы

№ 7

Тип: один из многих

Неповторимое своеобразие сочетания природных задатков, образа жизни, отличающее каждого из нас, — это

Ответы

Правильный

1

Человек

2

Индивид

3

Индивидуальность

4

Личность

№ 8

Тип: один из многих

Популярные компьютерные игры и другие виртуальные развлечения – продукт культуры

Ответы

Правильный

1

Элитарной

2

Массовой

3

Народной

4

Национальной

№ 9

Тип: открытый вопрос

Почему социологическая доктрина М.Вебера получила название «понимающей социологии»?

Ответы

№ 10

Тип: многие из многих

Совокупность людей, случайно объединенная общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели существования, — это

Ответы

Правильный

1

Социальные круги

2

Аудитория

3

Массовая общность

4

Социальная группа

№ 11

Тип: один из многих

Князь Олег подписал торговый договор с Византией. В этом историческом факте проявилось (-лась) его

Ответы

Правильный

1

Социальная мобильность

2

Социальная роль

3

Социальное происхождение

4

Социальная адаптация

№ 12

Тип: многие из многих

Отметьте варианты поведения, попадающего под характеристику девиантного

Ответы

Правильный

1

Молодой человек подарил цветы девушке

2

Студент победил на международной олимпиаде

3

Школьники посетили дискотеку

4

Житель г. Самары коллекционирует дверные ручки

№ 13

Тип: один из многих

Специализация трудовых функций, конкуренция, формирование личности, про мнению Э.Дюркгейма, являются признаком…

Ответы

Правильный

1

Механической солидарности

2

Органической солидарности

3

Революции

4

Реформы

№ 14 Тип: строгая логика

Верны ли следующие высказывания?

А. Всякая система является элементом другой, более сложной;

Б. Системными характеристиками общества являются синергичность, устойчивость, самоорганизация.

Ответы

Правильный

1

Верно только А

2

Верно только Б

3

Оба суждения верны

4

Оба суждения неверны

№ 15

Тип: один из многих

К какому типу социальных образований относится семья?

Ответы

Правильный

1

Социальная группа

2

Социальная общность

3

Социальный институт

4

Социальная структура

№ 16

Тип: строгая логика

Верны ли следующие суждения?

А. Члены социальной группы находятся в непосредственном контакте друг с другом.

Б. Основанием для образования социальной общности является общая цель

Ответы

Правильный

1

Верно только А

2

Верно только Б

3

Оба суждения верны

4

Оба суждения неверны

№ 17

Тип: один из многих

Для массовой культуры характерно

Ответы

Правильный

1

Анонимность большинства произведений

2

Коммерческий характер

3

Необходимость специальных знаний для восприятия произведений

4

Особая ценность произведений, продолжительность их существования

№ 18

Тип: многие из многих

К какому виду социальных санкций относится штраф за нарушение правил дорожного движения?

Ответы

Правильный

1

Позитивная

2

Негативная

3

Формальная

4

Неформальная

№ 19

Тип: один из многих

Какой из примеров иллюстрирует восходящую вертикальную мобильность?

Ответы

Правильный

1

Техник получил высшее образование

2

Военнослужащий переведен в другой гарнизон

3

Учитель математики стал дополнительно вести уроки физики

4

Выпускник ВУЗа стал главным инженером завода

№ 20

Тип: многие из многих

Признаками общества не являются

Ответы

Правильный

1

Наличие общей территории

2

Способность к саморазвитию

3

Наличие классового деления

4

Прогрессивное развитие

№ 21

Тип: открытый вопрос

Какие функции социального института называются латентными? Приведите пример.

№ 22

Тип: один из многих

Что из указанного ниже не относится к признакам социальных институтов

Ответы

Правильный

1

Позитивные последствия деятельности

2

Статусы и роли

3

Функции

4

Символы, идеология

№ 23

Тип: многие из многих

В отличие от традиционного, современное общество характеризуется (укажите все признаки)

Ответы

Правильный

1

Полным контролем государства

2

Высокой социальной мобильностью

3

Преобладанием достигаемых статусов

4

Невосприимчивостью к инновациям

№ 24

Тип: один из многих

Высший, социетальный уровень в структуре общества составляют, по Т.Парсонсу

Ответы

Правильный

1

Социальные статусы и роли

2

Социальные институты и организации

3

Культура и политическая власть

4

Социальные общности и группы

№ 25

Тип: один из многих

Укажите функцию, которую общественное мнение не выполняет

Ответы

Правильный

1

Оценочная

2

Регулятивная

3

Преобразующая

4

Контрольная

№ 26

Тип: многие из многих

Развиваясь, малое предприятие выросло в крупное научно-производственное объединение с дочерними предприятиями во многих регионах. На должность главного технолога был приглашен талантливый молодой специалист. Какой тип социальной мобильности подходит к данному случаю?

Ответы

Правильный

1

Горизонтальная индивидуальная мобильность

2

Восходящая индивидуальная мобильность

3

Горизонтальная групповая мобильность

4

Восходящая групповая мобильность

№ 27

Тип: один из многих

К тенденциям развития общества не относятся

Ответы

Правильный

1

Неравномерность общественного развития

2

Ускорение исторического процесса

3

Усложнение потребностей общества

4

Высокие темпы развития экономики

№ 28

Тип: один из многих

Деление общества на социальные слои называется

Ответы

Правильный

1

Социальным неравенством

2

Социальной стратификацией

3

Социальным статусом

4

Социальной дистанцией

№ 29 Тип: один из многих

Какой вид социологического исследования ориентирован на выяснение причин социальных явлений и процессов?

Ответы

Правильный

1

разведывательное

2

описательное

3

аналитическое

№ 30

Тип: многие из многих

Какие социальные явления (факты) из числа приведенных можно изучать методом анкетирования?

Ответы

Правильный

1

Мнения преподавателей и студентов относительно проведения реформы высшей школы

2

Факторы, повлиявшие на изменение стратегии развития фирмы

3

Характер взаимодействий между русскими князьями в XIII веке

4

Отношение потребителей к коммерческой рекламе

Желаю успехов в выполнении задания!