Экономическая теория Курсовая работа «Роль и место монополии на рынке»

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

« МАИ» МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ «МАИ»

(национальный исследовательский университет)

Инженерно-экономический институт

кафедра «Экономическая теория»

Сапор А.К.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

«Основы современной Экономики»

в системе заочного (с применением ДОТ) обучения

Москва

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Приступая к изучению Экономической теории, следует иметь в виду, что она отражает объективное состояние и тенденции развития реальной экономики. Отсюда, с одной стороны, экономическая теория позволяет систематизировать представления о фундаментальных процессах экономики и ее функционировании как целостной системы. Этой цели служит понятийный аппарат. В своем учебнике «Экономический образ мышления» один из виднейших американских экономистов Пол Хейне писал: «При написании Экономического образа мышления моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также, почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладает таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий».

С другой стороны, экономика пребывает в постоянном развитии и движении, развивается в виде определенных исторических этапов. Эти этапы включают периоды устойчивых состояний и периоды активных трансформаций или переходных состояний. Такой характер развития накладывает отпечаток на характер экономической теории, которая должна отражать как периоды устойчивых состояний экономики, так и периоды или этапы ее переходных состояний.

Наше общество, а также мировая экономика вступили в этап коренных изменений или трансформации, которые можно охарактеризовать как «переходная эпоха». Данное состояние вызывает необходимость системного подхода, что, в свою очередь, требует выделение двух аспектов в экономической теории: макро и микроэкономического.

Макроэкономический подход означает исследования экономики в целом, т.е. в качестве макросистемы с учетом ее основных структурных элементов, взаимодействий и взаимосвязей между ними. Системный или макроэкономический подход позволяет в концентрированном виде получить представление о процессах развития макросистем, особенностях их функционирования на том или ином историческом этапе. Отсюда, важное значение приобретает исследование устройства экономических систем и Особенностей мировой экономики с учетом национальных особенностей стран.

В то же время важная роль отдельных узловых и фундаментальных для данной макросистемы элементов требует более подробного углубленного их анализа. Такой анализ является предметом микроэкономики.

Процесс мирового экономического развития оказывает влияние на экономику каждой отдельной страны. Одна из особенностей мировой экономики состоит в том, что она включает в себя страны различающиеся с точки зрения уровня и ступени исторического развития. С этих позиций в настоящее время различают три группы стран: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Для последних характерно наличие особого переходного периода.

Как было отмечено, главной характерной особенностью современного развития мировой экономики состоит в том, что мировое сообщество вступило в ХХI век, который уже получил название «переходная эпоха». Ее суть состоит в переходе к будущему устойчивому состоянию, которое определяется как постиндустриальное, информационное общество или общество основу которого будет составлять интеллектуальный капитал. Это означает коренной переворот в положении человека в будущей экономической системе, которая будет иметь приоритет социальных отношений над экономическими.

В настоящее время в мировой экономике выделяют несколько важнейших тенденций представляющих одновременно особое состояние трансформации и соответствующей ей переходности, которая имеет глобальный характер. Это такие тенденции как: формирование смешанной экономики, гумманизация и социализация, а также институализация и глобализация. В центре этих преобразований стоит человек как средство и главная цель развития экономики, его трудовые и социально-экономические отношения.

Наряду с процессом глобальной внутрисистемной трансформации в современной экономике имеет место процесс локальной переходности группы стран, названных постсоциалистическими, который носит межсистемный характер. Эта группа стран вступила в особый переходный период предполагающий реконструкцию их экономических систем и восстановление одного из важных ее микроэлементов – механизмов рынка. Однако такая реконструкция является лишь частью общей тенденции движения всех стран к будущему постиндустриальному обществу высокоорганизованного и гармонизированного социального типа. Состояние локальной переходности переживает экономика современной России, перед которой встает двоякая задача. Во-первых, завершить переходный период воссоздания рынка как элемента макроэкономики. Во — вторых, создать национальную модель макроэкономики, которая бы в наибольшей степени отражала национальные особенности и возникшие тенденции мировой трансформации. Эти проблемы ставят перед фундаментальной экономической наукой серьезные практические задачи по осмысливанию опыта мирового экономического развития ХХ века и выработке практических рекомендаций в условиях нового этапа мировой трансформации ХХI века.

Отмеченные особенности определяют принципиальные подходы к изучению курса «Основы экономики». В курсе представлены в единстве два основных направления современной экономической науки – анализ рационального хозяйствования с учетом использования проблемы ограниченности ресурсов и социально- экономический анализ развития хозяйственных систем, как макроэкономических образований. Первое направление предполагает микроэкономический анализ хозяйственной деятельности в рамках четырех основных фаз: производства, распределения, обмена и потребления. Второе направление охватывает особенности развития современных макросистем. Среди них два основных типа макросистем (рыночная и государственно регулируемая) образуют новый тип современной макросистемы — смешанную экономику, где наряду с рынком, важную регулирующую роль играет государство и его институты.

Весь представленный в учебном пособии материал можно сгруппировать в четыре основных раздела, которые составляют основной костяк экономической подготовки современных специалистов- практиков :

  1. Фундаментальные понятия современной экономической теории
  2. Особенности современной микроэкономики
  3. Особенности современной макроэкономики
  4. Особенности современной мировой экономики

Первый раздел представлен темами 1, 2, 3, 4, 5.

В этих главах раскрываются основные экономические понятия современной экономики, а также исторические этапы развития экономической теории с учетом ее особенностей в современную эпоху. В данном разделе акцентируется внимание на месте человека в экономике и его функции как производителя, организатора и потребителя в экономической системе. Следует обратить внимание на тот факт, что предметом анализа экономической теории с одной стороны является человек, который делает свой экономический выбор, решая проблему неограниченных потребностей и ограниченных благ как результата использования ресурсов (темы 2,3).

С позиции определяющей роли человека, важное место отводится его потребностям их особенностям и структуре, а также проблеме обеспечения нормальных социально справедливых условий существования людей. При соблюдении этих условий человек и его потребности становятся главной целью современной экономики на пути к постиндустриальному обществу. В теме 5 раскрывается суть трудовой деятельности человека в качестве средства эффективного развития экономики в структуре ресурсов и условия создания продуктов. В ней раскрывается понятие и роль ресурсов в качестве факторов производства, среди которых главную созидательную и организующую роль играет труд человека, который обеспечивает условия воспроизводства. Как будет показано далее, именно организационная сторона труда является основой управленческой деятельности человека как на микроуровне, так и на макроуровне. При этом процесс воспроизводства включает две стороны материальную (чисто экономическую) и социальную (человеческую).

Важным понятием первого раздела является представление о хозяйственной системе и ее типах и структуре (тема 2). Это макроэкономическое понятие позволяет получить базовое представление об устройстве экономики в целом как организуемой макросистеме. При этом в теме 2 обращается внимание на два типа организации экономики как макросистемы. Во-первых, спонтанный тип организации, основу которого составляет рынок и, во-вторых, сознательно-централизованный организуемый тип экономики основу которого составляет план и регулирующая роль государства на макроуровне. Именно эти два исторически выявившихся типа координации, как было отмечено выше, определяют характер современной смешанной экономики.

Тема четвертая посвящена дальнейшему углублению представлений о содержании управленческой деятельности – институту собственности. В ней раскрывается определяющая роль собственности в экономической системе общества как особого регулятора и института обеспечения экономического порядка. В данной главе собственность рассматривается не только как институт, обеспечивающий правила принадлежности экономических благ, но и с учетом особенностей ее эволюции. Она состоит в том, что в современном обществе важную роль играют не две формы собственности ( частная и государственная), а многообразие форм, где все более важную роль приобретают формы общей собственности.

Наконец, важное значение в этом разделе имеет анализ генезиса самой экономической теории, ее основных школ (тема 1). Среди них можно выделить два основных направления. Одно из них представлено экономикс, которое сформировалось на базе неоклассицизма. Оно раскрывает важную функциональную роль рынка как механизма создания богатства общества в условиях ограниченности ресурсов. Другое направление акцентирует внимание на возрастающей роли экономических систем смешанной, социальной ориентации. Его основой являются традиции системного анализа заложенного в школах политэкономии.

Второй раздел посвящен проблемам микроэкономики и роли отдельных фаз процесса хозяйствования (темы 6, 7, 9, 10, 11). В этом разделе главное внимание отводится роли рынка, его механизму, закономерностям функционирования. При этом особый акцент делается на проблемы взаимодействия спроса и предложения, которые позволяют глубже понять суть функционирования рынка (тема 8). В этом разделе анализируются особенности структуры рынка, которые проявляются в форме рынков ресурсов, а также проблемы связанные с ролью цены как главного элемента рыночного механизма (тема 9).

Особое внимание в данном разделе отводится проблеме эволюции рынка и его современных форм. Он позволяет уточнить представление о том, что рынок не тождествен понятию экономическая система. Его место определяется местом и значением обмена в хозяйственном процессе.

Проблемы микроэкономического анализа получают свое развитие применительно к характеристике поведения отдельных предприятий. Здесь важно учесть два аспекта этого поведения. С одной стороны это поведение предприятия как рыночного субъекта предполагающего адекватную ему форму управления – менеджмент. С другой стороны поведение предприятия и его роль в рамках смешанной социально-рыночной системы, которое проявляется в обобщенном виде в организационно-правовых разновидностях функционирования фирм. При этом важное значение имеет сопоставление издержек и доходов (тема 11).

Третий раздел посвящен анализу макроэкономических проблем современной экономики. Этой проблеме посвящены темы с 12-18. В рамках этого раздела следует обратить внимание на структуру экономической системы, которая состоит из трех важнейших блоков. Во-первых, это субъектно-хозяйственная структура которая включает три сектора экономики – предприятия, семьи, государства. В этой структуре важны также отраслевой и региональный аспекты экономики. Во-вторых, это механизмы координации макросистемы, которые призваны обеспечивать ее стабильность и равновесие. Как было выяснено ранее, в качестве таких механизмов выступают рынок и госрегулирование. В-третьих, еще один структурный элемент любой макросистемы – это институциональная структура. Она выполняет важную роль с точки зрения обеспечения системного порядка и системной безопасности. Как было отмечено, в качестве важнейшего института, обеспечивающего порядок регулирования выстраивает, государство, которое поддерживает порядок с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики (тема 16).

В рамках данного раздела важное значение имеет понятие макроцелей и макропоказателей. С точки зрения развития макросистем необходимо овладеть навыками количественного анализа макропоказателей и методикой их расчета, который представлен в теме 12.

Принимая во внимание особенности современного мирового развития в направлении социализации экономики, следует ознакомиться с проблемой формирования социальной сферы экономики и особенностями политики социальной ориентации как приоритетной политики государства (тема 18).

Четвёртый раздел учебного пособия посвящен проблемам мировой экономики. С позиций современного этапа мировой трансформации следует обратить внимание на особенности формирования основных направлений мирохозяйственных связей и международного экономического сотрудничества. Этой проблеме посвящена тема 19.

Учитывая важную роль процесса эволюции в экономическом развитии следует обратить внимание на явления новой экономики и ее национальных особенностей проявившихся в наличии переходных процессов в постсоциалистических стран в том числе и в России (темы 20-22).

В заключении освоения предлагаемой программы следует прочитать пособие А.К. Сапора «Экономическая теория и мировая экономика». Это пособие важно с точки зрения закрепления и углубления отмеченных выше проблем применительно к переходной экономики России. В нем анализируются проблемы и противоречия переходной экономики России и оцениваются возможности создания ее национальной макроэкономической модели.

Основная учебная литература.

  1. В.В.Янова «Экономика. Курс лекций» М. Экзамен 2006 г.
  2. А.К. Сапор «Экономическая теория и мировая экономика»:- М. Доброе слово, 2006

Дополнительная литература

  1. Г.М.Гукасян «Экономическая теория. Проблемы новой экономики»

Питер 2003г.

  1. Ю.А.Камарницкий, А.К.Сапор «Экономика для инженера г.1 и 2» учебник

Высшая школа М.2001г

  1. «Теория переходной экономики» учебное пособие М.2001г.
  2. «Социальная рыночная экономика» учебник М.1999г.
  3. Б.А.Райсберг «Курс экономики» учебник

М. Инфра-М 2000г.

  1. «Общая экономическая теория» С-Петербург 2001г.
  2. С.С. Носова, А.А.Талохадзе «Базовый курс лекции» М.2001г.
  3. С.С.Носова «Экономическая теория (краткий курс)» М.2001г.

Контроль знаний учащегося

После внимательного прочтения глав учебника, входящих в первый раздел, развёрнуто и обоснованно ответьте на вопросы задания № 1 и пришлите Ваши ответы по электронной или обычной почте.

НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ, ПРОДОЛЖАЙТЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ И ГОТОВЬТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАНИЙ.

Для сокращения потери времени на пересылку и проверку ответов МОЖНО одновременно прислать ответы на ДВА или даже на все ТРИ задания.

ЗАДАНИЕ 1

Фундаментальные понятия современной экономики.

  1. Что понимают под экономикой и каковы особенности современного этапа переходного экономического развития?
  2. В чём состоит суть процесса хозяйствования и каковы особенности его черырёх стадий как процесса воспроизводства и накопления?
  3. Дайте определение понятию «Экономическая система», назовите главный критерий, выделяющее это понятие, и её основные структурные элементы.
  4. Сформулируйте современное определение предмета экономической теории как науки и охарактеризуйте методы экономического анализа.
  5. Дайте краткую характеристику основных исторических этапов и соответствующих им экономических школ.
  6. В чем состоит особенность понятия «потребность», охарактеризуйте её экономическую роль и структуру с учётом особенностей изменения роли человека в современной экономике?
  7. В чём суть понятия «экономические ресурсы» и почему возникает проблема экономического выбора?
  8. Что такое «экономическое благо» и каковы особенности классификации экономических благ? Дайте определение понятию «национальное богатство» с учётом современного этапа экономического развития.
  9. Дайте определение понятиям «производительные силы» и «экономические отношения». В чём состоят особенности структуры экономических отношений?
  10. В чём состоят особенности понятия института собственности?

ЗАДАНИЕ 2

Особенности современной микроэкономики.

  1. Дайте определение понятию «рынок» и охарактеризуйте его основные функции по критерию важности.
  2. В чём состоят особенности рыночной цены и как работает механизм рыночного ценообразования?
  3. Каковы особенности и функции основных объектов рыночного процесса: товаров и денег?
  4. Охарактеризуйте эффекты влияния неценовых факторов на кривые спроса и предложения.
  5. Дайте краткую характеристику основных разновидностей рынка и его главных типов на современном этапе.
  6. В чём состоят особенности поведения потребителя на рынке?
  7. В чём состоят особенности поведения предприятия (фирмы) на рынке?
  8. Выделите особенности и роль трудовых отношений в условиях рынка.
  9. Каковы роль и влияние структуры издержек предприятия на показатели его рыночной деятельности?
  10. В чём состоит сущность и экономическая роль таких форм управления предприятием как менеджмент и маркетинг?

ЗАДАНИЕ 3

Особенности современной макроэкономики.

  1. Назовите основные особенности макроэкономики и макроэкономического анализа.
  2. Дайте характеристику основным макроэкономическим целям.
  3. Назовите особенности основных макроэкономических показателей.
  4. В чём состоят особенности расчёта валового продукта (ВВП)?
  5. В чём состоит особенность экономической политики государства в современной экономики?
  6. Дайте краткую характеристику основных направлений экономической политики государства и методов её осуществления.
  7. В чём состоят особенности бюджетной политики государства?
  8. В чём состоят особенности налогового регулирования и налоговой политики государства?
  9. Дайте характеристику сущности, структуры и особенностей развития современного мирового хозяйства.
  10. Охарактеризуйте особенности современной мировой экономики.

Итоговая оценка по всему курсу выставляется с учётом оценок за выполнение каждого задания и курсовую работу.

Утверждено

на заседании кафедры

Экономической теории

Зав. кафедрой 507

«____»_________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

для учащихся заочной формы обучения с применением

дистанционных образовательных технологий

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Выполнение курсовой работы является частью учебного плана по направлению

080200 «Менеджмент» обязательной для студентов обучающихся по данному направлению подготовки.

Основные требования, предъявляемые к работе, и решаемые задачи:

— отражение проблематики рассматриваемой темы, предполагающее изучение,

сравнение и анализ различных подходов отдельных авторов;

— умение делать обобщающие выводы (рекомендации, предложения) на основе

изученного материала;

— демонстрация знаний, необходимых для раскрытия выбранной темы;

— развитие и закрепление навыков самостоятельной работы, связанной с подготовкой

(подбором) и изучением научной и справочной экономической литературы;

— использование совокупности приемов научного «экономического» анализа (включая

выполнение иллюстраций в виде графиков, схем и таблиц и представление пояснений

к ним);

— расширение научного кругозора и приобретение знаний в смежных с экономической

теорией дисциплинах.

Цель работы – проведение самостоятельного исследования проблем и вопросов, по выбранной теме.

Результатом работы является законченное учебно – научное исследование в рамках выбранной темы и выработка самостоятельной позиции автора по изучаемой проблеме.

II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ.

1. Курсовая работа выполняется в соответствии с учебном планом в течение 2-го учебного семестра выполнение курсовой работы является обязательным условием допуска студента и сдача экзамена по курсу.

2. Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно из рекомендуемого тематического перечня, который в обязательном порядке ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой экономической теории.

(см. Приложение 1.).

Студент – имеет право (по согласованию с научным руководителем) предложить и подготовить самостоятельную тему работы, не включенную в рекомендуемый тематический перечень. Аналогичным правом обладает и научный руководитель. Работа может носить как теоретический, так и научно-практический (прикладной) характер, но обязательно должна соответствовать предмету дисциплины.

3. Подготовленная в установленные сроки курсовая работа представляется студентом для проверки (рецензирования). Преподаватель обязан в течение двух недель проверить работу, выставить по ней оценку.

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Текстовая часть работы включает в себя: Введение. Основную (текстовую, раскрывающую тему) часть. «Заключение» и список изученной литературы.

Во введении в кратком виде раскрывается актуальность (значение) рассматриваемой темы, круг проблем, относящихся к данной работе, научное и практическое значение решаемых вопросов, место проблемы в экономической теории.

В основной части работы подробно (детально) выделяются центральные проблемы исследования, раскрываются пути решения поставленных задач, характеризуются применяемые методические приемы исследования, представляются графики, формулы, таблицы и схемы и даются пояснения к ним (их экономическая интерпретация). При использовании цитат из первоисточников обязательно делается ссылка на литературу.

В заключении подводятся основные итоги работы, определяется позиция студента по вопросам избранной темы, приводятся рекомендации и предложения вытекающие из проведенного исследования, делается вывод относительно возможности их применения.

В списке литературы приводится список литературы и сайтов в Интернете, использованных при написании курсовой работы. Список должен содержать источники в основном последних (не более 5 лет) изданий.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

1. Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере (шрифт № 14) Times New Poman с двойным интервалом между строк. Ориентировочный объем работы составляет 30-35 листов. Текст печатается на одной стороне листа. Размеры полей: левое поле – 3,0 см., правое – 1,0 см. верхнее и нижнее поле по 2,5 см.

2. В начале курсовой работы заполняется титульный лист, на котором отражаются: тема курсовой работы, фамилия, имя, отчество студента (полностью), фамилия и инициалы руководителя; номер курса и группы. Номер страницы (- 1 -) на титульном листе не ставится.

3. Нумерация страниц в работе сквозная и начинается со страницы – 2 -, на которой представлено «Содержание» работы. В «Содержании» отражается план работы, с указанием номеров страниц, с которых начинается каждый очередной раздел работы. Номера страниц проставляются внизу страницы в правом углу.

4. Графики и таблицы оформляются в виде приложения или приводятся в тексте. При проверке курсовой работы не полностью оформленные (слепые) таблицы и графики не учитываются.

5. Вся работа заканчивается разделом плана «Список использованной литературы», в котором в алфавитном порядке приводится список источников, использованных при написании работы, с указанием всех необходимых реквизитов, например:

1. О.С. Сухарев. Экономика будущего. Теория институциональных изменений. М., Финансы и статистика. 2011

6. Перед сдачей на проверку работа должна быть полностью оформлена и отредактирована: проставлены номера страниц в «Содержании» и тексте; вставлены (вписаны) необходимые формулы; оформлены графики и таблицы и в тексте на них сделаны ссылки; исправлены орфографические и грамматические ошибки и т.д.

7. Законченная работа направляется на проверку в УМЦ «Диомен» по почте или на электронную почту.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине «Экономическая теория»

1. Современная экономическая теория как результат исторического

развития.

2. Особенности трактовки предмета экономической науки различными

школами.

3. Экономическая система как форма осуществления экономики.

4. Смешанная экономика: преимущества и проблемы.

5. Особенности переходной экономики России.

6. Генезис исторических форм собственности.

7. Место отношений собственности в системе экономических

отношений.

8. Собственность как экономическая система.

9. Экономические и нравственные проблемы теневой экономики.

10. Проблемы формирования современной макроэкономической

структуры собственности.

11. Некоторые проблемы разгосударствления и приватизации в России

12. Генезис типов организации хозяйственных систем.

13. Деньги: сущность и функции.

14. Рынок как система экономических отношений.

15. Нравственные проблемы рынка: причины возникновения и пути

решения.

16. Позитивные и негативные стороны рыночного механизма.

17. Рыночная цена и законы ее динамики.

18. Конкуренция: ее виды и экономическая роль.

19. Роль и место монополии на рынке.

20. Современные приемы конкурентной борьбы и ее нравственные

границы.

21. Некоторые закономерности формирования современной монополии.

22. Экономическая сущность мафии.

23. Предпринимательство: его виды и организационно-правовые формы

24. Фирма как основной институт в рыночной экономике.

25. Становление и развитие предпринимательства в России.

26. Проблема социальной ответственности бизнеса.

27. Теория производства фирмы.

28. Антимонопольная политика и практика.

29. Экономические и социальные последствия научно-технического

прогресса.

30. Экономический и нравственный аспекты заработной платы.

31. Экономическая сущность и нравственные проблемы прибыли.

32. Характеристика и нравственная оценка доходов от собственности

33. Проблемы управления фирмой в условиях рынка.

34. Некоторые проблемы развития рынков ресурсов.

35. Финансовый рынок: структура и механизм функционирования.

36. Формирование финансового рынка в России.

37. Экономическая сущность и возможности государственной

монополии.

38. Особенности становления рыночных отношений в России.