Философия (часть 2) Реферат

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

« МАИ» МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ «МАИ»

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Гуманитарный»

кафедра «Философия»

к.ф.н., доцент Сидоров А.Ю.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

«Философия. Часть 2»

в системе дистанционного обучения

Утверждено

на заседании кафедры

« 31 » января 2003 г.

Москва 2003

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Части II КУРСА “ФИЛОСОФИЯ”

Студенты приступают к изучению второй части курса «Философия» и выполнению соответствующих заданий после успешного выполнения заданий рубежного контроля по первой части курса, истории философии. Напоминаем Вам, что за курс выставляется единая оценка на основании оценок за выполнение трех заданий рубежного контроля и итогового задания.

В качестве задания для рубежного контроля высылается вариант тестов. В случае успешного выполнения этого задания студент приступает к итоговому заданию — написанию реферата по основам философии.

В методическом пособии к каждой теме приведены вопросы для самоподготовки и повторения материала. Ответы на эти вопросы не следует высылать преподавателю, однако самостоятельная работа над ними позволит лучше усвоить материал и выполнить контрольные задания.

программа курса, часть II

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ.

Тема 2.1. Философия и ее роль в жизни общества.

Мировоззрение как явление культуры. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Специфика философского знания. Средства и методы философского познания. Особенности постановки и решения философских проблем. Философия и наука. Философия и религия. Философия и идеология.

Тема 2.2. Учение о бытии (онтология).

Бытие и небытие. Категория бытия как основа онтологии европейской философии. Основные виды бытия. Различные способы предметно-материального понимания бытия. Человеческое бытие. Я как выражение человеческого (субъективного) бытия. Онтология и различные картины мира.

Тема 2.3. Самоорганизация и системность.

Понятие самоорганизации. Системность и уровни структурной организации. Соотношение целого и части. Взаимосвязь сущности и явления. Уровни и элементы системной организации.

Тема 2.4. Детерминизм.

Общая идея причинности. Развитие идей детерминизма. Понятие причины и следствия. Закон как философское понятие, типы законов. Необходимость и случайность. Понятие вероятности и его роль в современной науке. Свобода и необходимость.

Тема 2.5. Развитие.

Категория развития в системе философии. Различные модели развития. Пессимистические и оптимистические оценки процесса развития. Идея прогресса и критерии прогрессивного развития. Диалектический подход к развитию. Законы диалектики как законы развития.

Тема 2.6. Учение о познании (гносеология, эпистемология).

Духовное и практическое освоение мира. Субъект и объект познавательной деятельности. Как человек познает мир. Философское, научное и социальное познание. Современные способы обоснования знания. Познание. Знание. Вера. Сознание, его структура и источники.

Тема 2.7. Истина и заблуждение.

Проблема истины как цели познавательной деятельности. Понятие истины и ее аспекты. Истина как процесс. Формы и методы познания истины. Эмпиризм и рационализм и их соотношение.

Тема 2.8. Наука как особый способ познания.

Понятие «наука». Наука как деятельность, наука как система знания, наука как социальный институт. Методы и формы научного познания, их специфика среди иных форм человеческого познания. Философские проблемы развития отдельных наук.

Литература Основная

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М, 2002.

Дополнительная

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. – М, 1999.

Краткий философский словарь./ под ред. А.П. Алексеева. – М, 1999.

Канке В.А. Основы философии. – М., 2002.

Радугин А.А. Философия. – М., 2002.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие./ Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М, 2002.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Тема 2.1. Философия и ее роль в жизни общества.

Определите роль и функцию философии в мировоззрении человека.

Почему существует множество определений философии?

Возможна ли единственно истинная философская система?

Почему развитие религии порождает религиозную философию?

Возможен ли прогресс в философии?

Тема 2.2. Учение о бытии (онтология).

В чем смысл понятия бытия в философии?

Почему недостаточно научных представлений о мире и необходимы философские?

Почему существуют различные картины мира?

Почему категория материи является одной из основных в истории философии?

Как связано развитие научных и философских представлений о материи?

Тема 2.3. Самоорганизация и системность.

Почему в XX веке возрос интерес к проблеме самоорганизации?

В чем состоят основные принципы синергетики?

Дайте базовые определения системного подхода.

Назовите выделяемые в философии типы систем.

В чем заключается соотношение понятий «система» и «целое»?

Тема 2.4. Детерминизм.

Чем различаются детерминизм и индетерминизм?

Назовите основные принципы детерминизма.

Дайте определение понятий причина и следствие.

Охарактеризуйте различные типы причинных цепей.

Какие еще существуют виды детерминации, кроме причинного?

Тема 2.5. Развитие.

Можно ли под развитием понимать любое изменение?

Почему в философии выдвигаются различные концепции развития?

Охарактеризуйте закон диалектического синтеза.

В чем состоит смысл закона перехода количества в качество?

Почему закон диалектической противоречивости часто называют центральным законом диалектики?

Тема 2.6. Учение о познании (гносеология, эпистемология).

Какую роль играет гносеология в общей системе философского знания?

В чем заключается основной вопрос гносеологии?

Что такое, по Вашему мнению, достоверное познание?

Какова роль практики в познании?

Чем отличаются позиции познавательного реализма и агностицизма в теории познания?

Тема 2.7. Истина и заблуждение.

Почему в истории философии предлагались различные методы познания?

Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?

Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

В чем смысл понятий абсолютной и относительной истин?

Тема 2.8. Наука как особый способ познания.

Являются ли синонимами понятия «знание» и «наука»?

Существуют ли другие формы познания, кроме науки?

В чем состоит специфика научного познания?

Почему существуют философские проблемы отдельных наук?

Что может дать философия научному познанию?

Рубежный контроль

Ответьте на вопросы тестов и пришлите по обычной или электронной почте.

Формулировку вопросов повторять не надо. Достаточно указать номер вопроса и номер (номера) выбранных Вами ответов.

Например,

Вопрос Вариант ответа

  1. 3
  2. 2, 4

и т.д.

После выполнения тестов не теряйте времени, приступайте к написанию реферата.

Выберите любую из предложенных тем, исходя из Ваших интересов или наличия (доступности) дополнительной литературы.

Требования к реферату аналогичны требованиям, изложенным в «Методических рекомендациях» по первой части курса «Философия»

Темы рефератов

  1. Проблема возникновения философского знания.
  2. Специфика философского знания.
  3. Предмет и метод философии.
  4. Философия и наука.
  5. Философия, мифология, религия.
  6. Философия как явление культуры.
  7. Различные типы философского мышления.
  8. Особенности философской аргументации.
  9. Бытие и небытие. Категория бытия как основа онтологии европейской философии. Основные виды бытия.
  10. Общественное бытие; виды общественного бытия.
  11. Онтология и различные картины мира.
  12. Материя как философская категория.
  13. Развитие категории материя в истории философии.
  14. Категории пространства и времени.
  15. Идея самоорганизации.
  16. Понятие системы.
  17. Уровни и типы структурной организации.
  18. Сущность и явление как философские категории.
  19. Идея причинности и ее возникновение.
  20. Исторические типы детерминизма.
  21. Понятие причины и следствия.
  22. Идея закона.
  23. Необходимость и случайность как философские категории.
  24. Необходимость и случайность в современной науке.
  25. Исторические типы понимания свободы.
  26. Философское понимание развития.
  27. Категория развития в истории философии.
  28. Пессимистические и оптимистические оценки процесса развития.
  29. Возникновение идеи прогресса.
  30. Законы диалектики как законы развития.
  31. Философское учение о человеке.
  32. Сознание человека. Душа человека.
  33. Происхождение и сущность сознания.
  34. Бессознательное в жизни человека.
  35. Духовное и практическое освоение мира. Субъект и объект познавательной деятельности.
  36. Познание как предмет философского анализа.
  37. Субъект и объект познания.
  38. Как человек познает мир? Проблема метода познания.
  39. Рационализм и эмпиризм как гносеологические позиции.
  40. Проблема истины как цели познавательной деятельности.
  41. Истина как процесс.
  42. Философское, научное или социальное познание.
  43. Наука как способ познания и вид человеческой деятельности.
  44. Наука как феномен культуры.
  45. Философские проблемы какой-либо науки (например, физики или компьютерных наук).