Физическая культура в профессиональной деятельности Контрольные работы

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ»

(национальный исследовательский университет)

«МАИ»

Кафедра Физического воспитания

Учебно-методические материалы по курсу

«Физическая культура в профессиональной деятельности»

для студентов заочной формы обучения с использованием дистанционных

образовательных технологий

Подготовили:

доцент

кафедры Физического воспитания

Т.В. Волкова

старший преподаватель

кафедры Физического воспитания

Е.О. Баранова

Утверждено на Кафедре Физического воспитания

Заведующий кафедрой

Ю.В. Краев

Москва

2014

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К курсу «Физическая культура в профессиональной деятельности»

(для студентов дистанционного образования)

Дистанционное образование (ДО) – это комплекс образовательных услуг предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), базирующейся на обмене учебной информации с использованием средств телекоммуникации (компьютерная сеть, электронная почта, факсимильная связь, почта).

Цель ДО — сделать образование максимально доступным и удобным для каждого человека, заинтересованного его получить в соответствии с его жизненными обстоятельствами, здоровьем, возможностями.

Настоящие методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения и предназначены для студентов дистанционного обучения для изучения дисциплины «Физическая Культура».

Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Студент, прошедший обучение по дисциплине «Физическая культура» должен:

знать: научно – практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

уметь: использовать творческие средства и методы физического воспитания для профессионально – личностного развития, физического самосовершенствования, формирование здорового образа и стиля жизни;

владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, навыками расчётов антропометрических индексов монограмм функциональных проб, тестов физического развития, телосложения, функционального состояния организма и физической тренированности, ценностями физической культуры личности для успешной социально – культурной и профессиональной деятельности.

Форма аттестации: тестовая карта, контрольная работа, зачёт.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В связи с ограничением студентов дистанционного обучения доступа к выбору вида спорта или физических упражнений в условиях университета, основной упор в программе по физической культуре в направлении «профессионально – прикладная подготовка бакалавра» делается на теоретический материал и самостоятельную работу студентов по освоению материала.

Курс ориентирован на достижение учащимися следующих общекультурных компетенций, записанных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией «Бакалавр»:

ОК – 10 стремление к личному и профессиональному саморазвитию;

ОК – 11 умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;

ОК – 22 способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.

Модуль

Раздел

Содержание тем дисциплины

Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки

Физическая культуа

Теоретический

Основы методик самостоятельных занятий физическими упражнениями. Методика определения и контроля индивидуальных нагрузок при самостоятельных занятиях по физической культуре

Лекции

час

ПЗ

час

Конс.

час

СРС

Зачёт

час

Итого

час

2

Методико – практический

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

6

12

2

22

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Материал программы предусматривает овладение студентами системой конкретных научно – практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности принимая во внимание особенности состояния здоровья, уровень функциональной и физической подготовленности, с учетом особенностей её профессиональной деятельности.

Для выполнения курса по дисциплине: «Физическая культура», студентам дистанционного обучения предлагается основная тема для изучения:

«Основы методик самостоятельных занятий физическими упражнениями . Методика определения функционального состояния и контроля индивидуальных нагрузок при самостоятельных занятиях по физической культуре», а также дополнительные темы для более полного изучения дисциплины (см. Приложение № 4).

Для выполнения темы: «Основы методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, методика определения функционального состояния и контроля индивидуальных нагрузок при самостоятельных занятиях по физической культуре», студентам необходимо ознакомиться с рядом следующих понятий:

— мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание;

— планирование, организация и управление самостоятельными занятиями различной направленности;

— взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности;

— самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий;

— особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентированное развитие отдельных физических качеств;

— виды диагностики функционального состояния организма и влияние регулярных занятий физическими упражнениями и спортом;

— педагогический контроль;

— самоконтроль, его основные методы, показатели;

— дневник самоконтроля;

Современное дистанционное образование требует углублённого теоретического обоснования воздействия физических упражнений при решении поставленных задач воспитания физических качеств, спортивного совершенствования, повышение общего уровня работоспособности средствами физической культуры. Всё более очевидной становится необходимость составление индивидуальных тренировочных программ, домашних заданий, тестирование функциональной и физической подготовки, что невозможно без знаний основ самоконтроля.

Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем и физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью учебных и соревновательных нагрузок. Самоконтроль в физическом воспитании в вузах занимает, при правильной его организации, особое место. Студент, исследуя характеристики своего здоровья, по предложенным преподавателем методикам, учится контролировать проявление отклонений в функциональном состоянии организма, связанных с неадекватными физическими, эмоциональными нагрузками, изучает влияние внешней среды, психоэмоционального состояния и индивидуальных биоритмов на сдвиги в сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системах. Теоретический курс программы по дисциплине: «Физическая культура» предусматривает ознакомление студентов с простыми, доступными методиками исследования этих систем, даёт примерные алгоритмы мониторинга показателей в различных концептуальных направлениях.

Например:

1.Практика исследования индивидуальных показателей функционального состояния, под влиянием внешней среды и психоэмоционального состояния.

2. Воспитание силы и анализ изменений функциональной и физической подготовленности.

3. Воспитание выносливости по индивидуальной тренировочной модели и анализ функциональности измерений.

4. Изучение показателей работоспособности PWC 170 (v) в корреляции с данными тестов: индекса Ruffier, ортостатической пробы, дыхательных проб и теста Купера, под влиянием индивидуальных тренировочных занятий и др.

Главной задачей исследования динамики (мониторинга) функциональных показателей является овладение студентами навыками некоторых методов самоконтроля ( в практике индивидуальных наблюдений), позволяющих объективизировать ощущения работоспособности в связи с отмеченными функциональными сдвигами. Одновременно решается задача обучения выявлять корреляционные отношения между показателями функциональных систем, субъективными ощущениями и физической подготовленностью.

Основные задачи самоконтроля:

— осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

— освоить простейшие методы самонаблюдения;

— научиться систематизировать, анализировать, обобщать и делать выводы, используя показатели самоконтроля и применять их результаты в практике самосовершенствования;

— развить сознательное отношения к занятиям по физвоспитанию.

Самоконтроль тесно связан с педагогическим контролем, дополняет врачебный контроль, но не заменяет его.

При самоконтроле студентам важно:

— изучать свои субъективные ощущения (самочувствие, сон, аппетит и др.);

— изучать индивидуальные объективные характеристики организма (вес, рост, частота дыхания, частота пульса, артериальное давление и др.) (см. Приложение1, 2);

— вести регулярный мониторинг показателей физической работоспособности, функционального состояния и физической подготовленности;

— исследовать динамику изменения параметров в процессе самостоятельной работы для современной корреляции объемов и интенсивности применяемых нагрузок.

— вести дневник самоконтроля с записями изменения внешней среды (атмосферного давления, температуры воздуха и т.д.), отклонений в режиме дня, характеристика психологического состояния, социального статуса, объективных ощущений и некоторых других позиций позволяют выявлять связи между полученной самооценкой субъективных ощущений (в баллах) и объективными показателями самоконтроля

Для определения и оценки функционального состояния и тренированности организма студентов используются функциональные пробы и тесты, которые позволяют оценивать влияние каждого упражнения, программировать наиболее оптимальный двигательный режим , следить за динамикой функционального состояния организма, его тренированностью. (Приложение 1).

1. Субъективные показатели в самоконтроле

1.1 Субъективные показатели оценки степени утомления:

  • Самочувствие (отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое).
  • Оценивается утром, после утренней гимнастики, до и после физической нагрузки;
  • Сон (отличный, хороший, удовлетворительный, бессонница) оценивается утром;
  • Аппетит (ухудшение, отсутствие, хороший, отличный) оценивается утром и вечером;
  • Работоспособность(хорошая, усталость, отсутствие) оценивается вечером.

1.2 Самочувствие, активность, настроение (см. Приложение 2).

2. Объективные показатели оценки степени утомления.

2.1 Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы.

К показателям, функционального состояния ССС относятся:

— частота пульса (ЧСС);

— артериальное давление (АД).

ЧСС измеряется в начале, середине и в конце занятия с целью контроля за интенсивностью нагрузки. Частота пульса измеряется на лучевой, сонной и височной артериях, а так же в области верхушечного толчка сердца. Подсчитывается обычно за 10 секунд (умножив на 6, получим частоту пульса за минуту). Измерение ЧСС лежит в основе функциональных проб и тестов физической подготовленности (индекс Ruffier, ортостатическая проба, тест Купера, PWC 170 (v) и др.)

ЧСС в покое 40-60 уд/мин (брадикардия) тренированных людей свидетельствует об экономной работе сердца и является физиологической нормой. Для нетренированного человека такая частота пульса обычно указывает на патологию сердца или нарушение нейрогуморальной регуляции. ЧСС выше 80 уд/мин (в покое), свидетельствует о тахикардии и может являться признаком заболевания или переутомления.

Таблица 2

ЧСС в покое для подготовленных людей (Н.М.Амосов) (уд/мин).

Мужчины

Женщины

Оценка

50 и меньше

55 и меньше

Отлично

51-65

56-70

хорошо

67-65

71-80

удовлетворительно

76 и более

81 и более

неудовлетворительно

Регистрация показателей индекса Ruffier

Индекс Ruffier – показатель, с помощью которого оценивается состояние сердечно – сосудистой системы человека, а также характеризует реакцию организма человека на дозированную нагрузку (для мужчин – 30 приседаний за время t30=30 cек., для девушек 24 приседания за время t30=30 cек.) Кроме этого, данный показатель оценивает развитие такого физического качества как выносливость (т.е. способность организма противостоять утомлению и длительно работать не уставая).

Значение показателя индекса Ruffier IR определяется по формуле:

IR = (f1+f2+f3 – 200)/10, где f – ЧСС в мин.

f1 – ЧСС до пробы (сидя) после 5-ти мин. отдыха, уд./мин;

f2 – ЧСС сразу после нагрузки стоя за 1 мин., уд/мин;

f3 – ЧСС через 1 мин. после нагрузки за 1 мин., уд/мин.

В тех случаях, когда физическая подготовленность лимитирует выполнения теста за 30сек., производится расчет индекса с учётом фактически затраченного времени:

(IR*T(время)факт.)/30

По ЧСС необходимо контролировать интенсивность нагрузки во время занятий физическими упражнениями:

— физическая работа в аэробном режиме (ЧСС 100-130 уд/мин) носит поддерживающий характер достигнутого функционального состояния организма;

— физическая работа в аэробном режиме (ЧСС 130-160 уд/мин) носит тренировочный характер и способствует повышению функциональных возможностей организма;

— физическая работа в режиме ЧСС до 160 уд/мин наиболее благоприятна для тренировки основных систем организма, т.к. оказывает более выраженный тренировочный эффект, чем работа в среднем режиме.

Вся вышеперечисленная работа происходит в аэробном режиме, т.е. энергия образуется вследствие распада АТФ при помощи кислорода вдыхаемого воздуха. При этом организм может выполнять длительную физическую нагрузку, не испытывая кислородного долга.

В этом двигательном режиме развиваются все виды выносливости, т.е. способности организма противостоять утомлению. Благотворный эффект этой работы выражается в экономии работы сердца, снижении ЧСС в покое, расширении капиллярной сети в работающих органах, улучшении обмена веществ. Но необходимо отметить, что воспитание выносливости требует строгой индивидуализации нагрузок на любом уровне тренированности. Для реализации этой установки необходимо умение определять индивидуальную переносимость физической нагрузки по объёму и мощности на каждом тренировочном занятии, используя метод расчета «максимально-допустимого пульса». (см. Приложение 3).

Физическая работа в высоком (ЧСС 161-180 уд/мин) и предельном (ЧСС 181 – 230 уд/мин) режимах происходит в анаэробном режиме. В этом режиме развивается максимальная сила и скорость. Здесь энергетические вещества расщепляются без участия кислорода, с образованием молочной кислоты. Образовавшаяся молочная кислота, накапливаясь в мышцах и крови, препятствует дальнейшему выполнению интенсивных физических нагрузок и требует специальных восстановительных мероприятий.

Физическую нагрузку в анаэробном режиме необходимо выполнять, только достигнув хорошего уровня развития аэробной выносливости и физической подготовленности

Артериальное давление (АД) в покое:

— АД 120/60 – норма для молодых людей;

— АД менее 110/60 характеризуется как гипотония (пониженное давление);

— АД более 135/90 характеризуется как гипертония (повышенное давление).

Контроль за АД осуществляется у студентов с гипотонией, гипертонией и у чрезмерно тучных в начале, в середине и в конце занятий.

2.2 Показатели функционального состояния нервной и нервно – мышечной системы.

Для определения функционального состояния нервной системы в самоконтроле применяют ортостатическую пробу. Ортостатическая проба – показатель, с помощью которого оценивают реакцию вегетативной нервной системы человека на фактор гравитации. Значение показателя ортостатической пробы ОП определяется по формуле:

ОП=F2-F1, где:

F1 – пульс лежа (лежать 10 мин.) за 1 мин., уд./мин.;

F2 – пульс стоя через 1 мин. (вставать медленно) за 1 мин., уд./мин.

При выполнении ортостатической пробы значение пульса F2 оказывается больше, чем значение пульса F1.

Это связано с тем, что при переходе из положения «лежа» в положение «стоя» под влиянием гравитационного фактора, происходит учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС), т.е. в положении «стоя» сердцу приходится работать более энергично, прокачивать кровь на большую высоту, чем это требовалось в положении «лежа», к органам, расположенным в верхней части тела человека.

Чем меньше величина показателя ортостатической пробы, тем вегетативная нервная система человека более устойчивая. При этом важна не только абсолютная величина данного показателя, но и тенденция к его изменению при колебаниях атмосферного давления или при перемене геомагнитной обстановки, нарушении режима, переутомлении, заболевании и др.

Ортостатическая проба

Таблица 3

Увеличение ЧСС по сравнению с исходной уд/мин

Оценка

10

Отлично

15

Хорошо

20

Удовлетворительно

Более 20

Неудовлетворительно

2.3 Показатели функционального состояния дыхательной системы

Простейшими показателями системы внешнего дыхания являются: частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также показатели тканевого дыхания: проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи).

Частота дыхания (ЧД) зависит от пола, возраста, уровня здоровья, тренированности. Для подсчета кладут ладонь между нижней частью грудной клетки и верхней частью живота. Спокойный вдох и выдох – одно дыхание. У здорового человека ЧД в среднем 14 – 16 дыханий в минуту. У систематически тренирующихся спортсменов ЧД 10 – 14 дыханий в минуту. У студентов с заболеванием дыхательной системы ЧД в минуту довольно высокая – более 50 дыханий в минуту.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) показывает максимально возможный объем вдыхаемого воздуха за один вдох и отражает функциональные возможности системы дыхания. Определяется ЖЕЛ с помощью водяного или сухого спидометра. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, веса тела, развития дыхательных мышц, уровня здоровья дыхательной системы, тренированности. Средняя ЖЕЛ у мужчин – 3,5-4,5 л, средняя ЖЕЛ у женщин – 2,5-4 л. У тренированных людей: у мужчин – до 8л, у женщин – до 6 л.

Проба Штанге проводится следующим образом: производится вдох и выполняется его задержка (нос и рот закрыты). Фиксируется время задержки дыхания на вдохе.

Проба Генчи заключается в задержке дыхания на выдохе после предварительных 2 – 3 дыхательных движений.

Пробы Штанге и Генчи (сек.)

Таблица 4

Проба Штанге

Проба Генчи

Оценка

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

80 — 100

80

45

35 и более

отлично

79 — 69

70 – 79

40 — 44

30 — 34

хорошо

50 — 68

40 – 69

30 — 39

20 — 29

удовлетворительно

Менее 50

Менее 40

Менее 30

Менее 20

неудовлетворительно

2.4 Показатели выносливости (модифицированный тест Купера) и физической работоспособности (PWC 170(v))

2.4.1 Тест Купера (модифицированный)

Сущность теста, предложенного К. Купером, заключается в том, что за 12 мин. нужно пробежать или пройти как можно большее расстояние. Тест определяет уровень развития качества «выносливость» у испытуемого. В модифицированном тесте Купера при самостоятельном выполнении теста, необходимо (с целью увеличения корректности измерений) преодолеть дистанцию, равную определенному количеству кругов в зале или кратную 400 или 100 метрам на стадионе за время, приближенное к 12 мин.(в диапазоне 11-13 минут).

Имея показатель дистанции (S) в метрах и время (t) в минутах и секундах, рассчитываем величину дистанции, которую мы преодолели бы ровно за 12 минут (720 секунд) по формуле:

Sx=s(м)*720(сек)/t(сек)

Показатели теста Купера

Таблица 5

Мужчины (м)

Женщины (м)

оценка

2800

2650

отлично

2500

2150

хорошо

2000

1850

удовлетворительно

1500

неудовлетвор.

2.4.2 Тест PWC 170 (v).

Сущность теста PWC170 (v) (от английского Phisics Working Capacity «физическая работоспособность») заключается в определении мощности стандартной нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 170 ударов в минуту.

Методические указания к выполнению теста PWC170 (v) (беговой вариант), где v – скорость выполняемой нагрузки:

  1. Без разминки необходимо преодолеть 800 метров (2 круга по стадиону) на пульсе F1 не выше 35 уд. за 15 сек.
  2. На финише посчитать пульс F1 за 15 сек. И рассчитать скорость преодоления дистанции.
  3. Отдых 5 мин.
  4. Пробежать вторую нагрузку 800 метров быстрее первой (на 20-30 секунд).
  5. На финише рассчитать скорость преодоления дистанции и пульс F2;
  6. Расчет теста по формуле:

PWC170 (V)=(V1)+(V2-V1)*(42.5-F1)/(F2-F1)

где, V1=800/t1 – скорость первой нагрузки в м/с

V2 =800/t2 – скорость второй нагрузки

F1 – пульс после первой нагрузки за 15 секунд

F2 – пульс после второй нагрузки за 15 секунд

2.5 Показатели физической подготовленности.

Физическая подготовленность отражает уровень функциональных возможностей организма, всестороннее развитие двигательных навыков и умений.

Исходно программно – нормативной основой подготовленности в МАИ являются нормативные упражнения.

Для определения:

общей выносливости применяют:

  • Бег 2000м (женщины) и 3000м (мужчины), тест Купера, PWC170

силы мышц применяют упражнения:

  • Подтягивания на перекладине (мужчины);
  • Вис на согнутых руках (женщины);
  • Подтягивания в висе лежа (женщины);
  • Из положения лёжа подъем туловища в сед (женщины);
  • Прыжки в длину с места (мужчины и женщины);
  • Упражнения на тренажерах (мужчины и женщины);
  • Специализированные контрольные упражнения;

гибкости применяют наклоны из положения стоя и сидя;

быстроты используют бег на 100 м;

ловкости применяют прыжки через скалку, челночный бег 4*9м и др.

Наиболее удобной формой самоконтроля является ведение дневника самоконтроля, где фиксируются:

а) исходный уровень показателей;

б) данные тестовых замеров и нормативов;

в) итоговые показатели во время сдачи аттестации и зачета;

г) анализ полученных результатов с целью овладения навыками самоконтроля, физического совершенствования и повышения функциональных возможностей организма.

Для получения положительной оценки в зачёте необходимо:

— заполнять тестовую карту, средние показатели (самостоятельное тестирование – отчет);

— или ответить на любые 15-ть вопросов;

— или выполнить контрольную работу по 2-м из предложенных тем.

Приложение 1

Тестовая карта

1

0

2

0

3

0

4

0

1.Антропометрические

показатели

1.1 Рост (м)

1.2 Вес (кг)

1.3 Весоростовой показатель BMJ*

1.4 Спирометрия (мл)

1.5 Динамометрия (сила кисти руки прав/лев)

2. Функциональные показатели

2.1 Индекс Ruffier (30 приседаний /30 сек)(м)

(24приседаний/30 сек)(ж)

JR=(f1+f2+f3-200)/10

f1 — пульc до пробы (сидя) 1 мин.

f2 – сразу после за 1 мин.

f3 – через 1 мин. После 1 мин.

2.2 Ортостатическая проба ОП=f2 – f1(за 60 сек)

f1 – пульс лежа (лежать 10 мин)

f2 – пульс стоя через 1 мин. (вставать медленно)

2.3 Пробы с задержкой дыхания (сек.)

На вдохе — Штанге

На выдохе — Генчи

3.Физическая подготовленность

3.1 Тест Купера (бег 12 мин) s – дистанция

f1 – интенсивность(пульс сразу после бега)

f2 – адекватность(пульс через 1 мин)

3.2 бег 3000м.(м);2000м.(ж)

f1(за 15 секунд)

f2 (за 15 секунд)

3.3 Бег 100м. (м,ж)сек.

f1(за 15 секунд)

f2(за 15 секунд)

3.4 Прыжки в длину с места(м,ж)м.

3.5 Подтягивание(м) раз. Поднимание туловища (ж) раз.

3.6 Отжимание на брусьях (м) раз.

3.7 Отжимание от пола в упоре лежа(м,ж)раз

3.8 В висе – коснуться ногами перекладины (м) раз.

3.9 Приседание на одной ноге («пистолет») левой/правой (м,ж) раз

Примеры оценок результатов тестирования физической подготовки

Функциональные показатели

5

4

3

2

Индекс Ruffier

5.0

10.0

15.0

>15.0

Ортостатическая проба

10

15

20

>20

Пробы с задержкой дыхания

На вдохе(Штанге)

90

80

50

>50

На выдохе (Генчи)

45

40

30

<30

Физическая подготовленность

5

4

3

2

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Тест Купера

2800

2650

250

215

200

185

1600

1500

0

0

0

0

Бег 3000м. (мин/сек.)

12.0

12.3

5

13.1

0

13.50

Бег 2000м.(мин/сек.)

10.15

10.50

11.15

11.50

Бег 100 м. (сек.)

13.2

15.7

13.6

16

14

17

14.3

17.9

Прыжок в длину с места (см.)

250

190

240

180

230

168

223

160

Подтягивание на перекладине (раз)

15

12

9

7

Подтягивание туловища из положения лежа

60

50

40

30

Отжимания от пола в упоре лежа(раз)

40

20

30

15

20

10

15

5

Отжимание от брусьев (раз)

15

12

9

7

Поднимание ног до перекладины в висе (раз)

10

7

5

3

Приседание на одной ноге «пистолет»(раз)

30

12

20

10

16

8

12

6

*Весо-ростовой показатель BMJ = вес (кг)

рост ( м )2

<19- дистрофия

19-23 – норма

24-29 – склонность к ожирению

>30 ожирение

Приложение 2

Бланк теста САН

ФИО______________________________________________________________

Дата______________________________________________________________

Утверждение

Баллы

Утверждение

Самочувствие

хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие

плохое

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Техника обработки теста САН

Для определения функционального состояния использована семи ступенчатая шкала оценок. Каждую категорию – «самочувствие», «активность», «настроение» — характеризуют 10 пар слов.

  • «Самочувствие»: № строк 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.
  • «Активность»:№ строк 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.
  • «Настроение»:№ строк 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Задача испытуемого – выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражаю его состояние в момент обследования. При расшифровке заполненной карты оценка признака перекодируется в ряд от 1 до 7, причем балл 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению, приобретает значение 1, балл 0 будет обозначаться уже цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7, и т.д. Техника перекодирования наглядно иллюстрируется схемой:

«плохо» «хорошо»

При обработке результатов каждого тестирования по каждому параметру (самочувствие, активность, настроение) рекомендуется использовать три арифметических показателя: среднюю арифметическую ошибку, ошибку средней арифметической и среднеквадратичное отклонение. Практика работы с тестом показывает, что в ряде случаев, когда речь идет о хорошо мотивированных спортсменах, достаточно определять только среднее арифметическое, динамика которого анализируется в повторных исследованиях.

Вопросы к тестированию:

  1. Что входит в понятие «антропометрические показатели»?
  2. Что входит в понятие «функциональные показатели»?
  3. Интерпретация показателей индекса Ruffier, ортостатической пробы, дыхательных проб.
  4. Виды контроля состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
  5. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности.
  6. Воспитание силы (средства, методы воспитания силы, тестирование силовой подготовленности).
  7. Определение понятия профессионально – прикладной физической подготовки (ППФ), ее цели, задачи, средства.
  8. Воспитание выносливости (Средства, методы воспитания выносливости, тестирование выносливости).
  9. Самоконтроль. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
  10. Воспитание быстроты (тестирование).
  11. Самоконтроль за функциональным состоянием.
  12. Воспитание ловкости (координация движений).
  13. Контроль эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
  14. Воспитание гибкости.
  15. Здоровый образ жизни и его составляющих. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
  16. Основные требования к организации здорового образа жизни.
  17. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
  18. Основы совершенствования физических качеств.
  19. Двигательная деятельность и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.
  20. Отличительные черты координации движений и ловкости.
  21. Средства восстановления работоспособности студентов.
  22. Понятие питания. Основные компоненты питания, необходимые человеку для жизни.
  23. Дать определение понятия «физическая подготовленность». Основные показатели физической подготовленности.
  24. Тест Купера – основные характеристики.
  25. Методы исследования функционального состояния и физической работоспособности.
  26. Оптимальное чередование режимов труда и отдыха.
  27. Гигиенические требования к пище и питанию.

Приложение 3

.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАСЧЁТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАКСИМАЛЬНО-ДОПУСТИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧСС (tmax) В ЗАНЯТИЯХ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Общая направленность тренируется циклическими упражнениями (бег, плавание, лыжи, коньки, велосипед, гребля…) в аэробном режиме (160-170 уд./мин.), с учётом индивидуального ПАНО (порога анаэробного обмена, определяемого в самоконтроле методом расчёта максимального допустимого пульса).

  1. fmax = f1+(35 – f2), где 35–среднее физиологическое значение восстановления (f2), при интенсивности нагрузки, равной 40-42 уд./15 сек.
  2. fmax – максимально допустимая величина ЧСС (на текущий момент).
  3. f1 — ЧСС сразу после нагрузки (на первой минуте восстановления).
  4. f2 – ЧСС через 1 мин. после нагрузки (на второй минуте восстановления).
  5. S – дистанция.
  6. t – время выполнения упражнения.

Пример:

1.

Нагрузка неадекватна, вредна для здоровья. ПАНО значительно ниже среднефизиологических значений. Зная, что нагрузку характеризуют 5 компонентов (скорость, дистанция, время отдыха, характер отдыха и общий объём нагрузки), используя скоростной компонент, моделируем индивидуальную тренировочную интенсивность.

S

t

f1

f2

fmax

400

1мин.30сек.

44

40

39

2.

Нагрузка адекватна, но носит лишь оздоровительный характер, не решая задач воспитания выносливости.

S

t

f1

f2

fmax

400

3мин.

35

30

40

3.

Нагрузка адекватна и имеет тренировочную направленность воспитания выносливости.

S

t

f1

f2

fmax

400

2мин.30сек.

40

35

40

Необходимо отметить, что при планировании индивидуальных характеристик интенсивности нельзя забывать о кумулятивном влиянии других компонентов нагрузки (величина дистанции, общего объёма, времени отдыха) Также при планировании интенсивности и объёмов нагрузок, необходимо учитывать все отрицательные субъективные ощущения.

Приложение 4

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ПО ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации. Ценности физической культуры. Система физического воспитания. Физическая культура личности. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы, студенты должны уяснить роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке. Особое внимание следует уделить основным понятиям: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое упражнение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятия: физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое упражнение.
  2. Какие показатели состояния физической культуры в обществе вы можете назвать?
  3. Дайте понятия физической культуры общества и физической культуры личности.
  4. Какие принципы современной системы физического воспитания вы можете назвать?
  5. Дайте понятия: гигиеническая физическая культура, оздоровительно-реабилитационная, лечебная, реактивная, спорт.
  6. Организационно — правовые основы физической культуры.
  7. Современное состояние физической культуры и спорта.
  8. Организация физического воспитания в вузе.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры

Организм человека как единая, сложная, саморегулируемая, саморазвивающаяся биологическая система. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм человека.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на принцип целостности человеческого организма, обусловленной структурой и функциональной связью всех его систем; на единство организма человека с внешней средой, проявляющееся в обмене веществ и энергии. Студенту рекомендуется изучить работу основных систем человеческого организма: опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятия: организм человека, функциональная система организма, гомеостаз, резистентность, адаптация, гипокинезия, гиподинамия, рефлекс, гипоксия, максимальное потребление кислорода (МПК).
  2. Строение и характеристика опорно-двигательного аппарата.
  3. Строение и характеристика сердечно-сосудистой системы.
  4. Строение и характеристика дыхательной системы.
  5. Строение и характеристика нервной системы
  6. Дайте понятие метаболизма.

Тема 3. Здоровый образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности.

Определение понятия здоровья и его составляющих. Здоровье человека как ценность. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) и его составляющие. Гигиеническая физическая культура как основа ЗОЖ. Использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода) для профилактики и лечения болезней. Принципы рационального питания: энергетический баланс, правильное соотношение между основными пищевыми веществами (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, вода), режим питания. Рациональная организация труда и отдыха. Профилактика вредных привычек. Самоконтроль при отказе от вредных привычек.

Методические рекомендации

Работая над темой необходимо обратить внимание на определяющую роль ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни в формировании здоровья. Изучая основные составляющие здорового образа жизни необходимо прослеживать их взаимосвязь со здоровьем человека. Студент должен знать какую опасность представляет нездоровый образ
жизни, в том числе такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Необходимо обратить внимание на важность самоконтроля при отказе от вредных привычек.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятия: здоровье, здоровый образ жизни.
  2. Назовите основные составляющие здорового образа жизни.
  3. Значение гигиенической физической культуры в физиологии человека и сохранении здоровья.
  4. Как можно использовать естественные силы природы (солнце, воздух и воду) для профилактики болезней и восстановления здоровья?
  5. Назовите и раскройте основные принципы рационального питания.
  6. Что представляет собой рациональная организация труда и отдыха.
  7. Какую опасность для здоровья представляет курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  8. Какую роль играет самоконтроль в профилактике и отказе от вредных привычек.

Тема 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе.

Методические принципы физического воспитания. Основы и этапы обучения движениям. Развитие физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на методы самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте понятия: работоспособность, утомление, переутомление, релаксация, физкультминутка, психоэмоциональное состояние.

Какие упражнения применяют для регулирования психического и физического состояния.

Какими критериями руководствуются при подборе данных упражнений.

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка студентов в образовательном процессе.

Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Средства и методы развития физических качеств (силы, быстроты движений, выносливости, гибкости, ловкости). Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной темы, студенты должны уяснить важнейшие понятия: физические упражнения, физические качества, двигательные навыки, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка. Следует различать методические принципы физического воспитания и методы физического воспитания. Особое внимание необходимо уделить средствам и методам развития физических качеств (силы, быстроты движений, выносливости, гибкости, ловкости).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дать понятие: физические упражнения, физические качества, двигательные навыки, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка.
  2. Какие принципы физического воспитания вы можете назвать?
  3. Какие методы физического воспитания вы можете назвать.
  4. Назовите средства и методы развития силы.
  5. Назовите средства и методы развития быстроты движений.
  6. Назовите средства и методы развития выносливости.
  7. Назовите средства и методы развития гибкости.
  8. Назовите средства и методы развития ловкости.
  9. Раскрыть основные задачи разминки.
  10. Раскрыть задачи основной части занятия.
  11. Раскрыть основные задачи заключи части занятия.
  12. Дать понятия: метод, принцип.

Тема 6. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Основные понятия:

— спорт, массовый спорт, спорт высших достижений;

— системы физических упражнений;

— краткая характеристика основных видов спорта:

баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, легкая атлетика, плавание, атлетическая гимнастика, аэробика;

— Олимпийские игры.

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует обратить внимание на цели и задачи спорта, массового спорта и спорта высших достижений. Студент должен уметь классифицировать виды спорта на 5 групп по виду соревновательной деятельности с учетом источника и способа достижения спортивного результата. А также дать краткую характеристику некоторых видов спорта. Завершающим этапом изучения данной темы является рассмотрение истории Олимпийских игр.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте понятия: спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, системы физических упражнений.
  2. Приведите классификацию видов спорта на 5 групп по виду соревновательной деятельности с учетом источника и способа достижения спортивного результата.
  3. Дайте краткую характеристику видов спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, легкая атлетика, плавание, атлетическая гимнастика, аэробика.
  4. Какова цель проведения Олимпийских игр и история их развития?

Тема 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов.

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Методические рекомендации

Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Необходимо знать профессиограмму для своей специальности. На основании профессиограммы подбирается конкретный вид спорта или определенные физические упражнения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дать определение: ППФП, НОТ, профессиограмма, профессиология.
  2. Составить комплекс вводной гимнастики и применять в повседневной жизни.
  3. Подобрать упражнения для физкультминутки и применять в повседневной жизни.
  4. Перечислить виды спорта или физические упражнения которые являются профессионально прикладной физической подготовкой для вашей специальности (профессии).

Дополнительно к самостоятельному изучению теоретического материала (чтение спортивной литературы, учебников, просмотр спортивных передач, подбор материала в интернете и т.п.) рекомендуются практические занятия в форме утренней гигиенической гимнастики, производственной гимнастики, занятий физической культурой

Приложение 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является одной из форм контроля знаний студентов, предусмотренной учебными планами специальностей и направлений университета, должна быть выполнена в соответствии с настоящими рекомендациями и представлена на проверку в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Содержание письменной работы должно свидетельствовать о свободном владении материалом по выбранной теме.

Контрольная работа выполняется по теме из приведенного перечня. Если в силу объективных причин студент не может заполнить тестовую карту, то необходимо выполнить две контрольные работы на разные темы из перечня.

Список литературы является рекомендательным, т.е. студент может использовать и иные, относящиеся к данной теме источники, а также источники, размещенные в сети Интернет.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПРИСЫЛАТЬ ТЕКСТ, ПОЛНОСТЬЮ СПИСАННЫЙ ИЗ ОДНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА ИЛИ ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Контрольная работа должна быть выполнена с соблюдением следующих правил:

— на бумаге формата А 4 с книжной ориентацией страницы;

— поля: — левое – 3 см., правое, верхнее и нижнее – 2 см.;

— междустрочный интервал – 1,5;

— кегль шрифта основного текста – 14;

— шрифт – Times New Roman;

— выравнивание текста по ширине страницы;

— нумерация страниц вверху по центру, шрифтом № 10 (титульный лист и лист оглавления не нумеруются, но учитываются в общем количестве страниц).

Первым листом письменной работы является титульный лист.

Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 10 страниц по каждой выбранной теме.

После титульного листа следует оглавление, включающее в себя введение, пункты, подпункты, заключение и библиографический список, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического описания (могут использоваться рисунки, таблицы, схемы, графики, диаграммы).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

  1. Физическая культура. Цель и задачи физического воспитания.
  2. Принципы, основы и основные направления системы физического воспитания.
  3. Физические качества и способности.
  4. Сила и методы ее воспитания.
  5. Выносливость и методы ее воспитания.
  6. Ловкость и методы ее воспитания.
  7. Быстрота и методы ее воспитания.
  8. Воспитание осанки. Характеристика. Значение и признаки рациональной осанки. Типы осанки и причины ее нарушения.
  9. Формирование личности в процессе физического воспитания.
  10. Личная гигиена физкультурника.
  11. Рациональный суточный режим, его влияние на здоровье и работоспособность.
  12. Закаливание. Основные принципы, формы и механизм воздействия на организм.
  13. Влияние на нее внешних и внутренних факторов.
  14. Утомление. Дать определение. Всё про утомление.
  15. Переутомление. Дать определение.
  16. Самочувствие. Дать определение.
  17. Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи.
  18. Специальная физическая подготовка (СФП). Цели и задачи.
  19. Методические принципы и методы физического воспитания.
  20. Средства физического воспитания и их классификация.
  21. Перечислить основные формы и содержание самостоятельных занятий.
  22. Разминка. Цели и задачи. Дать определение.
  23. Основная часть занятия. Цели и задачи. Дать определение
  24. Заключительная часть занятия. Цели и задачи. Дать определение
  25. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
  26. Классификация видов спорта.
  27. Индивидуальный выбор спорта в зависимости от целей и задач.
  28. Олимпийские игры.
  29. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом.
  30. Студенческий спорт.
  31. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом .
  32. Методики самоконтроля и их оценка
  33. Контроль массы тела.
  34. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
  35. Профессионально прикладная физическая подготовка студентов.
  36. Перечислить виды спорта, которые являются профессионально прикладными для вашей специальности.
  37. Утренняя гимнастика. Формы занятий производственной гимнастики.
  38. Гимнастика для глаз. Составить комплекс упражнений
  39. Перечислить виды спорта, которые являются профессионально прикладными для вашей специальности.
  40. Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Основная литература:

  1. Доц. каф. физвоспитания (008) Волкова Т.В. Лекция «Самоконтроль в процессе физического воспитания в вузе».

II. Дополнительная литература:

  1. Белов В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой//Теория и практика физической культуры – 1989.- №3
  2. Благуш П.К. Теории тестирования двигательных способностей/П. Благуш; пер. с чешского – М.:ФИС, 1982
  3. Волкова Т.В., Волков А.Г. Анализ восстановления ЧСС после физической нагрузки разной мощности у студентов специальной медицинской группы/Сб.: Физическая культура личности студента/Под ред. Н.К. Ковалёва, Б.И. Новикова, В.А. Уварова.- М.: Изд-во МГУП, 2006
  4. Волкова Т.В., Волков Д.А. Реабилитация студентов специальной медицинской группы средствами физической культуры,/Методическое пособие/М.: Изд-во МГУП, 2009
  5. Самоконтроль в физическом воспитании студентов: учебно-методическое пособие/Т.В. Волкова; Моск. Гос. У-т печати.-М.:МГУП, 2006.-93 с.
  6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия.- М.: Физкультура и спорт, 1989

III. Электронный ресурс:

  1. CD – ROM: Физическая культура и физическая подготовка: Электронный учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России – («Электронный учебник PDF») /Кикотя В.Я., Барчуков И.С. – ЮНИТИ-ДАНА 2011

VI. Интернет – ресурсы

  1. www.rucont.ru — Национальный цифровой ресурс Руконт – межотрослевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум.
  2. http://www.infosport.ru/press/fkvot/ — Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры.
  3. http://kzg.narod.ru/ — Журнал «Культура здоровой жизни».

http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm — Спортивная жизнь России.