Управление качеством и сертификация продукции. Контрольные задания по Модулям 1-6

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

* * * * * *

Инженерно-экономический институт

Доцент, к.э.н Алешина О.Н.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Управление качеством и сертификация продукции»

в системе дистанционного обучения

Москва

  1. Актуальность управления качеством в условиях рыночной экономики

Существование рыночных экономических отношений расставляет приоритеты управленческой деятельности на предприятии таким образом, что именно обеспечение высокого качества выпускаемой предприятием продукции становится одним из наиболее существенных направлений, так как в значительной степени определяет конкурентоспособность и доходность предприятия.

Устойчивое экономическое положение смогут обеспечить себе те предприятия, которые в число основных задач включили не столько повышение производительности труда, сколько повышение качества продукции, работ и услуг, их новизну и конкурентоспособность. Обеспечение надлежащего уровня качества производимой продукции, работ и услуг является необходимым условием расширения экономической деятельности фирмы, освоения новых рынков.

Управление качеством связано с решением специфических проблем, касающихся обеспечения безопасности продукции, улучшения ее технико-экономических характеристик. Особое место занимает сертификация продукции, как общественно необходимая процедура подтверждения соответствия продукции, работ и услуг предъявляемым к ним нормативно-техническим требованиям.

  1. Цели и задачи курса

Цель курса: формирование у студентов знаний в области менеджмента качества, организации деятельности по сертификации, а также практических навыков сбора и анализа данных по качеству изготовления продукции и принятия управленческих решений по оценке качества.

Задачами курса являются:

  • ознакомление с концепциями управления качеством, методами оценки качества, организацией управления качеством на предприятии;
  • ознакомление с организацией деятельности по сертификации продукции, работ и услуг;
  • изучение отечественной и зарубежной практики;
  • обучение студентов на практике умению использовать различные методы и процедуры для оценки и совершенствования деятельности по качеству.
  1. Требования к знаниям и умениям по дисциплине

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

знать:

  • эволюцию развития менеджмента качества и современные концепции в сфере управления качеством;
  • организационную структуру управления качеством на предприятии;
  • организацию сертификации продукции, работ, услуг, а также сертификации предприятий (систем качества);
  • систему показателей оценки качества продукции и ее научно-технического уровня;
  • экономико-математические методы оценки качества продукции, а также качества и стабильности производства;
  • тенденции развития управленческой деятельности в области обеспечения качества;

владеть:

  • знаниями по определению задач совершенствования системы качества на предприятии;
  • знаниями по организации деятельности по сертификации предприятия и производимых им продуктов, работ, услуг;

уметь:

  • определить элементы организационной структуры предприятия, связанные с обеспечением качества;
  • определить стратегию предприятия в области качества;
  • распределить ответственность за отдельные элементы системы качества на предприятии;
  • анализировать информацию об уровне качества выпускаемой продукции и отклонениях в нем;
  • определять количественные характеристики оценки качества организации производственного процесса, его стабильности;
  • сформулировать предложения по совершенствованию системы качества на предприятии;
  • сформулировать предложения по устранению причин возникновения отклонений в качестве.
  1. Учебная литература (основная)

1. О.Н. Алешина, А.Н. Алешин «Менеджмент качества» (краткий конспект лекций).

Дополнительная литература для углубленного изучения курса:

1. Стандартизация и управление качеством продукции. Под ред. проф. В.А.Швандара. М.: Юнити. 1999.

2. Статистические методы повышения качества. Под ред Хитоси Кумэ. М.: Финансы и статистика. 1990.

  1. Структура дисциплины

Дисциплина включает в себя ряд тем из указанных учебных пособий. Порядок их изучения представлен в таблице 1. Весь материал разделен на несколько модулей для удобства освоения и осуществления рубежного контроля. Перечень вопросов по каждой теме, предназначенных для самоконтроля обучающихся представлен в приложении 1 к данным методическим указаниям.

Таблица 1.

Модули

Наименования тем

Учебное пособие

Задания рубежного контроля

Модуль 1

Качество продукции: основные понятия, термины и опреде­ле­ния. Развитие менед­ж­мента качества в России

[1], главы 1,2

Задание № 1. Проанали­зи­ровать существо­вавшие в России системы управления качеством. Выявить их достоинства и недостатки.

Модуль 2

Современная концепция менеджмента качества

[1], глава 3

Задание № 2. Сформулировать основные отличия современной концепции управления качеством от существовавших ранее.

Модуль 3

Сертификация проду­кции, работ и услуг

[1], глава 4

Задание № 3. Описать укрупненную схему документо­оборота при организации проведения сертификации от подачи заявки до получения сертификата.

Модуль 4

Статистические методы контроля качества

[1], главы 3, 6

Задания №№ 4 — 5. Выполнить расчетные работы (см. раздел 7)

Модуль 5

Планирование и учет затрат на качество

[1], глава 5

Задание № 6. Определить достоинства и недостатки известных систем классифи­кации затрат на качество. Достоинства и недостатки статистического выборочного контроля.

Модуль 6

Совершенствование менеджмента как средство повышения качества

[1], глава 7

Задание № 7. Дать краткое описание существующих подходов к совершенствова­нию менеджмента.

  1. Система оценивания выполненных заданий

В процессе изучения дисциплины предусмотрены три формы проверки и оценивания усвоения материала:

  • Самопроверка;
  • Проверка знаний преподавателем по выполненным рубежным заданиям;
  • Итоговое тестирование.

Контрольные вопросы по каждой изучаемой теме предназначены для самопроверки знаний учащихся (см. приложение 1). Отвечать на них рекомендуется после прочтения каждого параграфа и повторного обращения по завершении изучения темы в целом. Степень усвоения оценивается слушателем самостоятельно.

Рубежный контроль выполняется по практическим заданиям, представленным в разделе 7 данных «Методических указаний».

Задания рубежного контроля оцениваются преподавателем по традиционной пятибальной системе.

5 баллов (отлично) студент получает за работу, выполненную в полном соответствии с заданием на основе полного использования теоретического материала, изложенного в учебном пособии, относящегося к данному заданию, с учетом собственного опыта и с привлечением дополнительных источников.

Ссылка на источники, включая собственный опыт – обязательна.

Работа должна быть оформлена в соответствии с «Требованиями по оформлению выполненных работ».

4 балла (хорошо) студент получает за работу, выполненную в полном соответствии с заданием, с использованием теоретического материала, изложенного в учебном пособии.

Работа должна быть оформлена в соответствии с «Требованиями по оформлению выполненных работ».

3 балла (удовлетворительно) студент получает за работу, выполненную в соответствии с заданием, с частичным (неполным) использованием теоретического материала учебного пособия, относящегося к данному заданию.

Работа должна быть оформлена в соответствии с «Требованиями по оформлению выполненных работ».

2 балла (неудовлетворительно) выставляют за работу, не соответствующую теме или требованиям к выполнению задания. В этом случае обучающемуся необходимо вернуться к проработке теоретического курса и выполнить новый вариант задания.

Творческий подход к решению заданий рубежного контроля безусловно приветствуется, при условии выполнения основных требований задания. Демонстрирование студентом знаний, более полных, чем изложены в предложенных учебных пособиях может быть оценено зачетом – «автомат».

При выполнении всех заданий рубежного контроля на общую сумму баллов от 31 до 35 учащийся получает итоговую оценку и освобождается от итоговой аттестации по всему курсу.

Учащиеся, набравшие за выполнение заданий рубежного контроля от 25 до 31, проходят итоговую аттестацию в виде тест-контроля (см. приложение 2).

Общее количество вопросов итогового теста 15. Зачет получает студент, ответивший правильно не менее, чем на 12 вопросов.

Учащиеся, получившие за выполнение любого задания рубежного контроля неудовлетворительную оценку, не допускаются к итоговому тестированию, а дополнительно выполняют одно из альтернативных заданий.

  1. Практические задания для выполнения при рубежном контроле

7.1. В процессе выполнения задания № 4 учащийся должен, используя полученные знания, проанализировать результаты выборки данных, характеризующих распределение количества выявленных в изделиях дефектов по видам, построить гистограмму распределения количества дефектов по видам, построить кривую Парето и проанализировать ее вид. Сделать выводы о качестве исследуемого производственного процесса и проведенного анализа. Во второй части работы, используя знания по производственному менеджменту, полученные в процессе обучения, студенты должны построить диаграмму Исикава для определения причины появления наиболее часто встречающегося дефекта

Построение гистограммы распределения дефектов по причинам и кривой Парето

  • Определить частоту появления каждого из представленных видов дефектов.
  • Отсортировать виды дефектов в порядке убывания, т.е. уменьшения частоты их появления. Группа «прочие», независимо от количественной характеристики, всегда является последней.
  • Построить гистограммы распределения количества дефектов по видам для различных случаев: разных работников, разных станков и их сочетаний (всего девять гистограмм). Вид дефекта откладывается по оси Х, частота появления – по оси Y, разместить их на осях так, чтобы размахи переменных по каждой из осей были практически одинаковы
  • Построить аккумулятивные кривые и сделать выводы о качестве исследуемого производственного процесса и качестве проведенного анализа данных по каждой гистограмме.

Построение диаграммы Исикава

  • Выбрать из гистограммы наиболее часто встречающийся дефект.
  • Анализируя исходные данные и используя знания об организации производственного процесса учащийся должны составить перечень возможных производственно-технических характеристик, отклонения в которых могут являться причинами появления дефекта.
  • Сгруппировать сформулированные причины по основным направлениям управленческой деятельности.
  • Построить диаграмму причин и результатов (диаграмму Исикава).
  • Сделать выводы по сформированной диаграмме и работе в целом.

Задание для выполнения работы

Проанализируйте данные таблицы, составляя различные диаграммы Парето.

Рабочий

Станок

Понедел.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

А

1

****

@@

##

&&

^

*****

@

###

&

*****

@@@@@

####

&&

^

****

@

###

&&

*****

@

####

&&&

2

**

@

#

***

@@

##

^

***

@@@@@

##

&

**

@

#

&

**

@@

#

&

В

1

**

@@

#

&

****

@

#

***

@@@@@

#

&

***

@

#

&

^

****

@

##

&

2

**

@

##

^

***

@

#

&

***

@@@@

##

&

***

@

&

**

@

##

&

*- деформации, # — царапины, & — раковины, @ – трещины, ^ — прочие

7.2. В процессе выполнения задания № 5 учащийся должны, используя полученные знания, проанализировать данные случайной выборки, построить гистограмму распределения контролируемой характеристики, карту стабильности производственного процесса и сделать выводы о характере исследуемого производственного процесса.

Построение гистограммы распределения контролируемой характеристики

  • Определить диапазон колебания значений по данным выборки:

Δфакт=xmax-xmin

xmax определяется как наибольшее значение из данных выборки и верхней границы допуска, xmin определяется как наименьшее значение из данных выборки и нижней границы допуска.

  • Разделить диапазон на несколько интервалов, число которых должно быть не менее шести и не более двенадцати.
  • Распределить данные выборки по интервалам и определить количество значений контролируемой характеристики, попавшее в каждый интервал.
  • Построить гистограмму распределения контролируемой характеристики. На гистограмме показать границы допуска измеряемой характеристики.
  • Рассчитать коэффициенты, характеризующие качество производственного процесса:
  • Сделать выводы о состоянии производственного процесса по форме гистограммы и ее положению относительно границ допуска .

Построение карты стабильности производственного процесса

  • Рассчитать по данным нескольких случайных выборок среднее арифметическое значение и среднеквадратическое отклонение значений измеряемой характеристики (для каждой из выборок отдельно).
  • Нанести полученные данные на карту стабильности производственного процесса.
  • Сделать выводы о стабильности производственного процесса во времени, анализируя полученное графическое изображение.

Задание для выполнения работы

Для исследования распределения диаметров стальных осей, полученных на токарном станке, были измерены диаметры 90 осей. Заданный диаметр оси равен 2,52 мм, границы допуска 2,5 – 2,54 мм. Построить гистограмму по этим данным и проанализировать стабильность производственного процесса.

Номер выборки

Результаты измерений

1-10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

2,510

2,527

2,529

2,520

2,535

2,533

2,525

2,531

2,518

2,517

2,536

2,523

2,514

2,523

2,510

2,515

2,545

2,527

2,522

2,506

2,523

2,512

2,526

2,542

2,520

2,524

2,511

2,510

2,541

2,523

2,534

2,525

2,524

2,519

2,522

2,519

2,511

2,512

2,519

2,526

2,532

2,530

2,526

2,520

2,531

2,519

2,515

2,528

2,530

2,522

2,521

2,527

2,519

2,527

2,532

2,521

2,543

2,532

2,502

2,522

2,522

2,519

2,529

2,543

2,536

2,538

2,526

2,530

2,536

2,542

2,529

2,528

2,525

2,529

2,518

2,523

2,522

2,540

2,540

2,522

2,519

2,522

2,524

2,534

2,520

2,514

2,528

2,528

2,513

2,521

  1. Последовательность изучения дисциплины и прохождения рубежного и итогового контроля
        1. Учащийся получает учебное пособие по курсу и изучает теоретический материал первого модуля.
        2. После завершения изучения теоретического материала модуля № 1 учащийся выполняет контрольное задание № 1 и присылает его на проверку по электронной или обычной почте. По результатам проверки учащийся получает комментарии и (или) замечания и узнает оценку своей работы.
        3. При неудовлетворительной оценке студент получает дополнительное задание по данному модулю.

Данная процедура повторяется по каждому модулю.

Допускается выполнение заданий по двум или большему числу модулей и их одновременная присылка на проверку.

По завершении изучения курса и недоборе баллов для получения автоматического зачета, студент отвечает на вопросы итогового теста. После проверки правильности ответов учащийся получает информацию о получении или неполучении зачета.

В случае неудовлетворительной оценки учащийся получает новый вариант тестовых заданий, количество которых существенно возрастает.

Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Глава 1

§1.1. — что такое качество?

  • качество продукции и качество услуги;
  • петля качества;
  • цепная реакция Деминга;

§1.2. — надежность и безотказность как характеристики качества;

§1.3. – роль стандартизации в обеспечении качества;

§1.4. – значение качества в рыночной экономике;

  • качество и конкурентоспособность;

§1.5. – влияние потребителя на качество;

§1.6. – кому нужно качество?

§1.7. – система стандартов по качеству;

  • от чего зависит качество продукции;
  • из каких групп показателей состоит система показателей качества?
  • как определяется уровень качества продукции в эксплуатации?
  • какие показатели важны для оценки качества продукции?

§1.8. – влияние конкуренции на качество продукции и услуг;

  • какие причины определяют необходимость повышения качества?
  • что такое недобросовестная конкуренция?

§1.9. – периоды формирования разных уровней качества жизни;

  • показатели, характеризующие качество жизни;
  • потребности и интересы потребителя.

Глава 2

§2.1. – содержание понятия «менеджмент качества»;

  • смысл концепции «общества потребления»;
  • понятие «звезды» качества;
  • пять фаз эволюции методов обеспечения качества;
  • понятие концепции TQM;

§2.2. – эволюция систем качества в России;

  • особенности управления качеством в фирмах Японии;
  • особенности управления качеством в фирмах США;
  • особенности управления качеством в фирмах Западной Европы;

§2.3. – роль менеджмента качества в общем менеджменте предприятия;

  • системы управления качеством;
  • качество продукции как ключевой фактор коммерческого успеха организации.

Глава 3

§3.1. – понятие менеджмента качества;

  • что такое планирование качества?
  • диаграммы причин и результатов;
  • классификация видов и методов контроля качества;

§3.2. — основные положения концепции TQM;

  • проблемы внедрения TQM на российских предприятиях;
  • — необходимые шаги к внедрению TQM на российских предприятиях.

Глава 4

§4.1. – что такое сертификация?

  • понятие сертификации соответствия;
  • добровольная и обязательная сертификация;

§4.2. — что такое стандарты серии ИСО 9000?

§4.3. – кто осуществляет сертификацию?

  • чем определяется необходимость сертификации?
  • чем определяется необходимость сертификации по стандартам ИСО 9000?

§4.4. – какие Законы регламентируют вопросы сертификации в России?

  • каковы цели сертификации?
  • системы сертификации;

§4.5. – системы обязательной сертификации;

  • системы добровольной сертификации;

§4.6. – система обязательной сертификации ГОСТ Р;

  • Регистр систем качества, его структура;
  • основные направления деятельности Регистра;
  • сертификация производства;

§4.7. – структура документации системы менеджмента качества.

Глава 5

§5.1. – качество продукции как средство достижения коммерческого успеха;

§5.2. – модель текущего состояния качества;

  • структура затрат на качество;
  • классификация затрат на качество;
  • взаимосвязь между затратами на качество и достигнутым уровнем качества;

§5.3. — номинальное значение качества для потребителя и изготовителя;

  • функция потерь Тагути, ее значение.

Глава 6

§6.1. – что такое «дом качества»?

— структурирование функции качества

§6.2. – что такое FMEA–анализ?

  • объекты FMEA–анализа;
  • моделирование объектов анализа;
  • параметры экспертной оценки моделей FMEA–анализа;

§6.3. – три категории статистических методов управления качеством;

  • методы статистического контроля качества;

§6.4. – ранжирование мероприятий по качеству (АВС-метод).

Глава 7

§7.1. – менеджмент качества как важнейший элемент корпоративного менеджмента;

§7.2. – совершенствование и реинжиниринг бизнес — процессов как средство повышения эффективности менеджмента;

§7.3. – совершенствование организационной структуры как средство повышения эффективности менеджмента;

§7.4. – экономия на запасах – система «точно вовремя»;

§7.5. – система «всеобщего обслуживания оборудования»;

  • кружки качества;

§7.6. – формирование интеллектуального капитала фирмы;

§7.7. – способы получения и анализа интересующей информации;

§7.8. – система целей управленческого учета;

§7.9. – сущность функционально-стоимостного анализа;

§7.10. – совершенствование системы мотивации как средство совершенствования управления персоналом.

Приложение 2.

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

№1

Тип: свободное слово

Как называется графическое изображение этапов жизненного цикла изделия с позиции качества?

№2

Тип: многие из многих

Какие характеристики определяют надежность изделия:

Ответы:

Правильный

1

Безотказность

2

Производительность

3

Ремонтопригодность

4

Сохраняемость

5

Долговечность

6

Мощность

№3

Тип: Строгая логика «Да/Нет»

Является ли производитель главной заинтересованной стороной в повышении качества продукции?

№4

Тип: один из многих

Определить характер влияния свободной рыночной конкуренции на качество:

Ответы:

Правильный

1

Способствует снижению цен независимо от качества

2

Способствует повышению качества продукции

3

Способствует повышению качества маркетинговой деятельности

№5

Тип: один из многих

Эволюция методов обеспечения качества насчитывает

Ответы:

Правильный

1

Шесть фаз

2

Пять фаз

3

Четыре фазы

№6

Тип: один из многих

«Звезда» качества не включает:

Ответы:

Правильный

1

Систему мотивации

2

Систему взаимоотношений с поставщиками

3

Систему взаимоотношений с инвесторами

№7

Тип: один из многих

Методология всеобщего управления качеством (TQM) — это

Ответы:

Правильный

1

Система обеспечения качества продукции

2

Экспертиза продукции предприятия

3

Совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество

№8

Тип: многие из многих

Какие из перечисленных систем являются системами управления качеством

Ответы:

Правильный

1

TQM

2

Дельфи

3

КС УКП

3

MBQ

4

Профайл

№9

Тип: один из многих

Менеджмент качества связан

Ответы:

Правильный

1

С производственными подразделениями компании

2

Со всей системой управления компании

3

С работой с внешними поставщиками компании

№10

Тип: свободное слово

Кто является автором диаграммы «причин-следствий»

№11

Тип: один из многих

Внедрение TQM на предприятии не требует

Ответы:

Правильный

1

Вовлечения и обучения всего персонала

2

Мониторинга поставщиков и качества их продукции

3

Смены персонала компании

№12

Тип: один из многих

Основных положений концепции TQM

Ответы:

Правильный

1

Шесть

2

Одиннадцать

3

Четырнадцать

№13

Тип: Строгая логика «Да/Нет»

Является ли наличие сертификата ИСО 9000 обязательным?

№14

Тип: один из многих

Сколько в России действует систем сертификации

Ответы:

Правильный

1

Две

2

Более десяти

3

Несколько десятков

№15

Тип: многие из многих

При сертификации производства оцениваются

Ответы:

Правильный

1

Качество готовой продукции

2

Качество маркетинговых исследований

3

Качество технологических процессов

3

Качество технологического оборудования

4

Система технического контроля и испытаний

5

Качество системы распределения продукции

№16

Тип: один из многих

Сколько этапов включает в себя сертификация производства

Ответы:

Правильный

1

Четыре

2

Шесть

3

Восемь

№17

Тип: свободное слово

Как называется главный документ по качеству на предприятии?

№18

Тип: многие из многих

Затраты на качество – это:

Ответы:

Правильный

1

Затраты, которые нужно понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя

2

Затраты на исправление дефектов продукции

3

Затраты на организацию подразделений по управлению качеством

№19

Тип: многие из многих

Затраты на несоответствие – это:

Ответы:

Правильный

1

Затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза

2

Затраты на исправление дефектов продукции

3

Компенсация потребителям, получившим некачественную продукцию

№20

Тип: один из многих

Функция потерь Тагути имеет вид

Ответы:

Правильный

1

Параболы

2

Гиперболы

3

Синусоиды

№21

Тип: один из многих

К какой категории затрат на качество относится аудит продукции

Ответы:

Правильный

1

Затраты на контроль

2

Затраты на предупредительные мероприятия

3

Внутренние потери

№22

Тип: свободное слово

Из скольких этапов состоит процедура структурирования функции качества?

№23

Тип: многие из многих

Какие параметры используются при анализе последствия и причин отказов

Ответы:

Правильный

1

Тяжесть последствий для потребителя

2

Частота возникновения дефекта

3

Вероятность необнаружения дефекта

4

Риск потребителя

5

Затраты на исправление дефекта

№24

Тип: строгая логика «Да/Нет»

FMEA-анализ – это латинское обозначение анализа последствий и причин дефектов?

№25

Тип: один из многих

Принцип неоднородности распределения иначе называется

Ответы:

Правильный

1

Принцип Тагути

2

Принцип Исикава

3

Принцип Парето

№26

Тип: многие из многих

Диаграмма Парето иллюстрирует

Ответы:

Правильный

1

Распределение количества выявленных дефектов по причинам

2

Принцип неоднородности распределения

3

Стратификацию данных о дефектах

4

Корреляцию между дефектами и производственными факторами

№27

Тип: строгая логика «Да/Нет»

Может ли АВС-метод быть использован для ранжирования дефектов?

№28

Тип: многие из многих

Сколько категории дефектов входят в систему ранжирования по АВС-методу

Ответы:

Правильный

1

три

2

четыре

3

пять

№29

Тип: строгая логика «Да/Нет»

Является ли реинжиниринг бизнес – процессов средством постоянного улучшения бизнес – процессов?

№30

Тип: многие из многих

Какой из перечисленных методов общего менеджмента непосредственно связан с обеспечением качества продукции при ее производстве?

Ответы:

Правильный

1

Реструктуризация

2

«Точно вовремя»

3

«Всеобщее обслуживание оборудования»

4

Управленческий учет