Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
* * * * *
Инженерно-экономический институт
Учебно — методический центр дистанционного обучения
УМЦ «ДИОМЕН»
К.э.н., доц. Малютина О.А.
Учебная дисциплина «СТАТИСТИКА»
в системе дистанционного обучения
Москва
1. Цель и задачи дисциплины
Данный учебный курс закладывает фундамент для изучения ряда экономических дисциплин, использующих статистические методы, таких как: «Анализ хозяйственной деятельности предприятий», «Финансы и кредит», «Маркетинг» и других.
Цель изучения дисциплины «Статистика» — формирование у слушателей знаний общих основ статистической науки и практических навыков проведения статистических исследований и анализа их результатов.
Задачи дисциплины: раскрыть студентам основные проблемы получения статистической информации, ознакомить с методом группировок как основы системного анализа собранных данных, а также изучить обобщающие статистические показатели с целью использования их для оценки взаимосвязей экономических явлений и изменений этих явлений во времени с помощью корреляционного анализа, метода анализа динамических рядов, индексного метода.
- Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины необходимо:
ЗНАТЬ: принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения, сущность обобщающих статистических показателей, основы анализа статистических данных, статистического моделирования и прогнозирования.
УМЕТЬ: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение, грамотно строить статистические таблицы, исчислять различные статистические показатели, анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных.
ВЛАДЕТЬ: навыками проведения наблюдения, статистической обработки полученных данных, размещения данных в таблицы и методологией анализа систематизированных данных.
Изучение учебно-методических материалов по данной дисциплине позволяет специалистам, опираясь на грамотно обработанную статистическую информацию, повышать качество управленческих решений. Это обосновано ролью статистики на предприятии, которую французский ученый Р.Дюма определил так: «Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять».
- Содержание дисциплины
- Тематический план
Учебный модуль | Разделы дисциплины |
Модуль 1 | Описательная статистика |
Модуль 2 | Аналитическая статистика |
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Основная учебная и методическая литература
Малютина О.А. Лекции по курсу «Статистика для дистанционного обучения».
Малютина О.А. Практикум по курсу «Статистика для дистанционного обучения».
Дополнительная литература:
Шмойлова Р.А. «Теория статистики». М.: «Финансы и статистика», 1998.
Шмойлова Р.А. «Практикум по теории статистики». М.: «Финансы и статистика», 1999.
- Средства обеспечения освоения дисциплины
- Контрольные вопросы, оценивающие уровень знаний по каждой из тем, включенных в курс лекций.
- Тесты, контролирующие уровень знаний, как конечная оценка после изучения курса лекций и решения практических задач по темам курса.
- Методические рекомендации по дистанционному изучению дисциплины
Модуль 1. Описательная статистика
Для изучения вопросов модуля 1 необходимо проработать темы 1, 2, 3, 4 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.
В результате изучения указанных материалов слушатели должны понять особенности статистической методологии, ознакомиться с основными понятиями и категориями статистики, изучить этапы статистического исследования, приобрести при этом практические навыки организации и проведения наблюдения, а также обобщения и анализа первичной статистической информации путем усвоения расчетов абсолютных и относительных величин. Кроме того, следует изучить методы построения вариационных рядов, определение числа групп и величины интервалов группировки. При этом слушатели должны уметь рассчитать все показатели, оценивающие средний уровень и вариацию признака в вариационных рядах распределения.
Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 3.1; 3.2. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 1.
Градация оценок:
- по задачам из практикума
Количество правильно решенных задач | Оценка |
6 | отлично |
4 — 5 | хорошо |
3 | удовлетворительно |
менее 3 | неудовлетворительно |
- по тестам рубежного контроля
Количество правильно отвеченных тестов | Оценка |
16 — 20 | отлично |
11 — 15 | хорошо |
6 – 10 | удовлетворительно |
менее 6 | неудовлетворительно |
Тесты рубежного контроля по модулю 1 (тип: один из многих)
1) Как называется группировка, в которой происходит разбиение однородной совокупности на группы? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | типологическая группировка | |||||||||||||||||||||||
2. | структурная группировка | |||||||||||||||||||||||
3. | факторная группировка | |||||||||||||||||||||||
2) При анализе данных о дальности перевозок грузов воздушным транспортом получены Mo = 12000 км., Me = 10000 км., = 9000 км. Какое будет при этом распределение? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | нормальное | |||||||||||||||||||||||
2. | имеет правостороннюю ассиметрию | |||||||||||||||||||||||
3. | имеет левостороннюю ассиметрию | |||||||||||||||||||||||
3) По какой формуле определяется величина равного интервала? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | hi+1 = hi + a | |||||||||||||||||||||||
2. | hi+1 = hi + q | |||||||||||||||||||||||
3. | h = R / k, где h – длина интервала группировки | |||||||||||||||||||||||
4) Что является расхождением между расчетными и действительными значениями изучаемых величин? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | ошибки наблюдения | |||||||||||||||||||||||
2. | ошибки регистрации | |||||||||||||||||||||||
3. | ошибки репрезентативности | |||||||||||||||||||||||
5) Если все значения признака увеличить в 4 раза, то какой будет дисперсия? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | не изменится | |||||||||||||||||||||||
2. | увеличится в 16 раз | |||||||||||||||||||||||
3. | увеличится в 4 раза | |||||||||||||||||||||||
4. | предсказать изменение дисперсии нельзя | |||||||||||||||||||||||
6) Что может быть основанием группировки? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | качественный признак | |||||||||||||||||||||||
2. | количественный признак | |||||||||||||||||||||||
3. | как качественный, так и количественный признаки | |||||||||||||||||||||||
7) Чем является метод основного массива? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | вид статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
2. | способ статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
3. | форма статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
8) К чему относится статистическая отчетность? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | вид статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
2. | способ статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
3. | форма статистического наблюдения | |||||||||||||||||||||||
9) Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | коэффициент вариации | |||||||||||||||||||||||
2. | дисперсия | |||||||||||||||||||||||
3. | размах вариации | |||||||||||||||||||||||
4. | среднее квадратическое отклонение | |||||||||||||||||||||||
5. | среднее линейное отклонение | |||||||||||||||||||||||
10) Что является объектом статистического наблюдения? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | единица наблюдения | |||||||||||||||||||||||
2. | статистическая совокупность | |||||||||||||||||||||||
3. | отчетная единица | |||||||||||||||||||||||
11) Как изменится средняя величина, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | не изменится | |||||||||||||||||||||||
2. | уменьшится | |||||||||||||||||||||||
3. | возрастет | |||||||||||||||||||||||
12) Как называется перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | статистический формуляр | |||||||||||||||||||||||
2. | программа наблюдения | |||||||||||||||||||||||
3. | инструментарий наблюдения | |||||||||||||||||||||||
13) Какая из перечисленных средних величин является степенной средней? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | мода | |||||||||||||||||||||||
2. | средняя арифметическая величина | |||||||||||||||||||||||
3. | медиана | |||||||||||||||||||||||
14) Какой из показателей оценивает самый распространенный вариант в совокупности? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | мода | |||||||||||||||||||||||
2. | медиана | |||||||||||||||||||||||
3. | средняя арифметическая величина | |||||||||||||||||||||||
15) Имеются следующие данные о динамике распределения численности занятого населения по семейному положению в регионе:
Что является в данной таблице подлежащим? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | численность населения | |||||||||||||||||||||||
2. | семейное положение населения | |||||||||||||||||||||||
3. | время (годы) | |||||||||||||||||||||||
16) Средний размер реализованной предприятием спортивной обуви – 39, мода – 39, медиана – 39. Каково распределение проданной обуви? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | симметричное | |||||||||||||||||||||||
2. | приближенно симметричное | |||||||||||||||||||||||
3. | с левосторонней ассиметрией | |||||||||||||||||||||||
4. | с правосторонней ассиметрией | |||||||||||||||||||||||
5. | данные не позволяют сделать вывод | |||||||||||||||||||||||
17) Что можно отнести к статистической таблице? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | таблицу умножения | |||||||||||||||||||||||
2. | опросный лист социологического обследования | |||||||||||||||||||||||
3. | таблицу, характеризующую численность населения по полу и возрасту | |||||||||||||||||||||||
18) Какие группировки решают задачу оценки взаимосвязи между признаками? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | типологические | |||||||||||||||||||||||
2. | структурные | |||||||||||||||||||||||
3. | аналитические | |||||||||||||||||||||||
19) Что является графическим изображением интервального ряда распределения? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | полигон | |||||||||||||||||||||||
2. | гистограмма | |||||||||||||||||||||||
3. | кумулята | |||||||||||||||||||||||
20) Какой из критериев согласия использует разницы между накопленными эмпирическими и теоретическими частотами? | ||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |||||||||||||||||||||||
1. | Пирсона | |||||||||||||||||||||||
2. | Колмогорова | |||||||||||||||||||||||
3. | Ястремского |
При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.
Модуль 2. Аналитическая статистика
Для изучения вопросов модуля 2 необходимо проработать темы 5, 6, 7 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.
В результате изучения указанных материалов слушатели должны освоить методы исчисления показателей взаимосвязи экономических явлений и расчета абсолютных, относительных и средних показателей рядов динамики, приобрести практические навыки проведения корреляционного анализа и умение выявить основную тенденцию динамического ряда. Кроме того, слушатели должны изучить принципы построения индивидуальных и сводных индексов, агрегатных и средних индексов, а также виды взаимосвязи важнейших индексов.
Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 4.1; 4.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.3; 6.4. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 2.
Градация оценок:
- по задачам из практикума
Количество правильно решенных задач | Оценка |
6 — 7 | отлично |
4 — 5 | хорошо |
3 | удовлетворительно |
менее 3 | неудовлетворительно |
- по тестам рубежного контроля
Количество правильно отвеченных тестов | Оценка |
24 — 28 | отлично |
19 — 23 | хорошо |
15- 18 | удовлетворительно |
менее 15 | неудовлетворительно |
Тесты рубежного контроля по модулю 2 (тип: один из многих)
1) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние прочих факторов на функцию? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | общая дисперсия функции | |
2. | межгрупповая дисперсия | |
3. | внутригрупповая дисперсия | |
2) Если физический объем продукции возрос на 20%, а цена на продукцию снизилась на 5%, то каким будет индекс стоимости продукции? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | 114 | |
2. | 118 | |
3. | 124 | |
3) Какой метод используется для выявления основной тенденции развития динамических рядов? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | метод укрупнения интервалов | |
2. | метод скользящей средней | |
3. | метод аналитического выравнивания | |
4) Какой вариант соотношения показателей оценки тесноты связи правилен? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | ηэ ηт ; ηт = r | |
2. | ηэ ηт ; ηэ = r | |
3. | ηэ ηт ; ηэ r | |
5) Если индекс переменного состава равен 118%, а индекс структурных сдвигов 107%, то каким будет индекс фиксированного состава? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | 110 | |
2. | 111 | |
3. | 115 | |
6) Какой показатель следует рассчитывать для оценки связи в рядах динамики? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | коэффициент регрессии | |
2. | коэффициент корреляции | |
3. | коэффициент автокорреляции | |
7) Какой вид имеет графическая систематизация данных при изучении взаимосвязей признаков? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | гистограмма | |
2. | корреляционное поле | |
3. | кумулята | |
8) В чем различие уровней явления числителя и знаменателя динамических индексов? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | во времени | |
2. | в пространстве | |
3. | в сравнении с нормативом | |
9) Что характеризует ряд динамики? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | структуру совокупности по какому-либо признаку | |
2. | изменение характеристики совокупности в пространстве | |
3. | изменение характеристики совокупности во времени | |
10) Какой из показателей оценки взаимосвязи между х и у зависит от единиц и масштабов измерения признаков? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | эмпирическое корреляционное отношение | |
2. | коэффициент эластичности | |
3. | коэффициент регрессии | |
11) Какое из приведенных соотношений индексов стоимости, физического объема продукции и цены является верным? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | JQ = Jq / Jp | |
2. | JQ = Jq * Jp | |
3. | Jp = Jq * JQ | |
12) Как называются показатели, если сравниваются смежные уровни ряда динамики? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | цепные | |
2. | базисные | |
3. | абсолютные | |
13) По какой из средних определяется средний уровень интервального ряда динамики? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | средняя арифметическая | |
2. | средняя гармоническая | |
3. | средняя хронологическая | |
14) Какой из показателей оценивает не только тесноту связи между х и у, но и направление этой связи? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | коэффициент детерминации | |
2. | коэффициент регрессии | |
3. | линейный коэффициент корреляции | |
15) Чем различаются цепные и базисные индексы? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | числителем индексов | |
2. | базой сравнения | |
3. | видом отношения | |
16) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние основного аргумента на функцию? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | общая дисперсия функции | |
2. | межгрупповая дисперсия | |
3. | внутригрупповая дисперсия | |
17) Если себестоимость увеличилась на 14%, а количество продукции снизилось на 6%, то чему равен индекс издержек производства? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | 107 | |
2. | 120 | |
3. | 132 | |
18) Что характеризует абсолютное значение одного процента прироста? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | весомость одного процента прироста | |
2. | значимость одного процента прироста | |
3. | изменение одного процента прироста | |
19) Что измеряет коэффициент детерминации? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | степень тесноты связи между исследуемыми признаками | |
2. | вариацию, сложившуюся под влиянием всех факторов | |
3. | долю вариации признака результата, сложившуюся под влиянием изучаемого фактора | |
20) На основе какого метода строится эмпирическая линия регрессии? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | метод средних | |
2. | метод наименьших квадратов | |
3. | метод группировок | |
21) Как исчисляется абсолютный прирост? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | отношение уровней | |
2. | произведение уровней | |
3. | разности уровней | |
22) Каково расположение точек на поле корреляции при корреляционной связи между х и у? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | хаотичное расположение точек | |
2. | точки лежат на линии регрессии | |
3. | точки расположены вокруг линии регрессии по форме эллипса | |
23) По какой формуле исчисляется индекс стоимости продукции? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | Σp1q1 Σp0q1 | |
2. | Σp1q1 Σp0q0 | |
3. | Σq1 p0 Σq0 p0 | |
24) Чему равна межгрупповая дисперсия, если отсутствуют различия между вариантами внутри групп? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | единице | |
2. | нулю | |
3. | колеблется от 0 до 1 | |
4. | общей дисперсии | |
5. | средней из групповых дисперсий | |
25) На какие особенности взаимосвязи между х и у указывает эмпирическая линия регрессии? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | скорость и направление связи | |
2. | истинную форму связи | |
3. | количественную оценку тесноты связи | |
26) Каким является данный индекс Σs0q1 : Σs0q0 ? Σq1 Σq0 | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | переменного состава | |
2. | постоянного состава | |
3. | структурных сдвигов | |
27) Как исчисляется темп роста динамических рядов? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | отношение уровней | |
2. | произведение уровней | |
3. | разности уровней | |
28) Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, то как называются показатели? | ||
Варианты ответов: | Правильный ответ: | |
1. | цепные | |
2. | базисные | |
3. | абсолютные |
При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.
Конечная аттестация осуществляется на основе данных о решении задач и ответах на тесты. Исходя из этого, преподаватель выставляет итоговую оценку общую для двух модулей.
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
* * * * *
Инженерно-экономический институт
Учебно — методический центр дистанционного обучения
УМЦ «ДИОМЕН»
К.э.н., доц. Малютина О.А.
Учебная дисциплина «СТАТИСТИКА»
в системе дистанционного обучения
Москва
1. Цель и задачи дисциплины
Данный учебный курс закладывает фундамент для изучения ряда экономических дисциплин, использующих статистические методы, таких как: «Анализ хозяйственной деятельности предприятий», «Финансы и кредит», «Маркетинг» и других.
Цель изучения дисциплины «Статистика» — формирование у слушателей знаний общих основ статистической науки и практических навыков проведения статистических исследований и анализа их результатов.
Задачи дисциплины: раскрыть студентам основные проблемы получения статистической информации, ознакомить с методом группировок как основы системного анализа собранных данных, а также изучить обобщающие статистические показатели с целью использования их для оценки взаимосвязей экономических явлений и изменений этих явлений во времени с помощью корреляционного анализа, метода анализа динамических рядов, индексного метода.
- Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины необходимо:
ЗНАТЬ: принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения, сущность обобщающих статистических показателей, основы анализа статистических данных, статистического моделирования и прогнозирования.
УМЕТЬ: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение, грамотно строить статистические таблицы, исчислять различные статистические показатели, анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных.
ВЛАДЕТЬ: навыками проведения наблюдения, статистической обработки полученных данных, размещения данных в таблицы и методологией анализа систематизированных данных.
Изучение учебно-методических материалов по данной дисциплине позволяет специалистам, опираясь на грамотно обработанную статистическую информацию, повышать качество управленческих решений. Это обосновано ролью статистики на предприятии, которую французский ученый Р.Дюма определил так: «Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять».
- Содержание дисциплины
- Тематический план
Учебный модуль |
Разделы дисциплины |
Модуль 1 |
Описательная статистика |
Модуль 2 |
Аналитическая статистика |
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Основная учебная и методическая литература
Малютина О.А. Лекции по курсу «Статистика для дистанционного обучения».
Малютина О.А. Практикум по курсу «Статистика для дистанционного обучения».
Дополнительная литература:
Шмойлова Р.А. «Теория статистики». М.: «Финансы и статистика», 1998.
Шмойлова Р.А. «Практикум по теории статистики». М.: «Финансы и статистика», 1999.
-
- Средства обеспечения освоения дисциплины
- Контрольные вопросы, оценивающие уровень знаний по каждой из тем, включенных в курс лекций.
- Тесты, контролирующие уровень знаний, как конечная оценка после изучения курса лекций и решения практических задач по темам курса.
- Методические рекомендации по дистанционному изучению дисциплины
Модуль 1. Описательная статистика
Для изучения вопросов модуля 1 необходимо проработать темы 1, 2, 3, 4 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.
В результате изучения указанных материалов слушатели должны понять особенности статистической методологии, ознакомиться с основными понятиями и категориями статистики, изучить этапы статистического исследования, приобрести при этом практические навыки организации и проведения наблюдения, а также обобщения и анализа первичной статистической информации путем усвоения расчетов абсолютных и относительных величин. Кроме того, следует изучить методы построения вариационных рядов, определение числа групп и величины интервалов группировки. При этом слушатели должны уметь рассчитать все показатели, оценивающие средний уровень и вариацию признака в вариационных рядах распределения.
Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 3.1; 3.2. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 1.
Градация оценок:
- по задачам из практикума
Количество правильно решенных задач |
Оценка |
6 |
отлично |
4 — 5 |
хорошо |
3 |
удовлетворительно |
менее 3 |
неудовлетворительно |
- по тестам рубежного контроля
Количество правильно отвеченных тестов |
Оценка |
16 — 20 |
отлично |
11 — 15 |
хорошо |
6 – 10 |
удовлетворительно |
менее 6 |
неудовлетворительно |
Тесты рубежного контроля по модулю 1 (тип: один из многих)
1) Как называется группировка, в которой происходит разбиение однородной совокупности на группы? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
типологическая группировка |
|||||||||||||||||||||||
2. |
структурная группировка |
|||||||||||||||||||||||
3. |
факторная группировка |
|||||||||||||||||||||||
2) При анализе данных о дальности перевозок грузов воздушным транспортом получены Mo = 12000 км., Me = 10000 км., = 9000 км. Какое будет при этом распределение? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
нормальное |
|||||||||||||||||||||||
2. |
имеет правостороннюю ассиметрию |
|||||||||||||||||||||||
3. |
имеет левостороннюю ассиметрию |
|||||||||||||||||||||||
3) По какой формуле определяется величина равного интервала? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
hi+1 = hi + a |
|||||||||||||||||||||||
2. |
hi+1 = hi + q |
|||||||||||||||||||||||
3. |
h = R / k, где h – длина интервала группировки |
|||||||||||||||||||||||
4) Что является расхождением между расчетными и действительными значениями изучаемых величин? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
ошибки наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
ошибки регистрации |
|||||||||||||||||||||||
3. |
ошибки репрезентативности |
|||||||||||||||||||||||
5) Если все значения признака увеличить в 4 раза, то какой будет дисперсия? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
не изменится |
|||||||||||||||||||||||
2. |
увеличится в 16 раз |
|||||||||||||||||||||||
3. |
увеличится в 4 раза |
|||||||||||||||||||||||
4. |
предсказать изменение дисперсии нельзя |
|||||||||||||||||||||||
6) Что может быть основанием группировки? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
качественный признак |
|||||||||||||||||||||||
2. |
количественный признак |
|||||||||||||||||||||||
3. |
как качественный, так и количественный признаки |
|||||||||||||||||||||||
7) Чем является метод основного массива? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
вид статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
способ статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
3. |
форма статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
8) К чему относится статистическая отчетность? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
вид статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
способ статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
3. |
форма статистического наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
9) Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
коэффициент вариации |
|||||||||||||||||||||||
2. |
дисперсия |
|||||||||||||||||||||||
3. |
размах вариации |
|||||||||||||||||||||||
4. |
среднее квадратическое отклонение |
|||||||||||||||||||||||
5. |
среднее линейное отклонение |
|||||||||||||||||||||||
10) Что является объектом статистического наблюдения? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
единица наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
статистическая совокупность |
|||||||||||||||||||||||
3. |
отчетная единица |
|||||||||||||||||||||||
11) Как изменится средняя величина, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
не изменится |
|||||||||||||||||||||||
2. |
уменьшится |
|||||||||||||||||||||||
3. |
возрастет |
|||||||||||||||||||||||
12) Как называется перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
статистический формуляр |
|||||||||||||||||||||||
2. |
программа наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
3. |
инструментарий наблюдения |
|||||||||||||||||||||||
13) Какая из перечисленных средних величин является степенной средней? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
мода |
|||||||||||||||||||||||
2. |
средняя арифметическая величина |
|||||||||||||||||||||||
3. |
медиана |
|||||||||||||||||||||||
14) Какой из показателей оценивает самый распространенный вариант в совокупности? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
мода |
|||||||||||||||||||||||
2. |
медиана |
|||||||||||||||||||||||
3. |
средняя арифметическая величина |
|||||||||||||||||||||||
15) Имеются следующие данные о динамике распределения численности занятого населения по семейному положению в регионе:
Что является в данной таблице подлежащим? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
численность населения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
семейное положение населения |
|||||||||||||||||||||||
3. |
время (годы) |
|||||||||||||||||||||||
16) Средний размер реализованной предприятием спортивной обуви – 39, мода – 39, медиана – 39. Каково распределение проданной обуви? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
симметричное |
|||||||||||||||||||||||
2. |
приближенно симметричное |
|||||||||||||||||||||||
3. |
с левосторонней ассиметрией |
|||||||||||||||||||||||
4. |
с правосторонней ассиметрией |
|||||||||||||||||||||||
5. |
данные не позволяют сделать вывод |
|||||||||||||||||||||||
17) Что можно отнести к статистической таблице? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
таблицу умножения |
|||||||||||||||||||||||
2. |
опросный лист социологического обследования |
|||||||||||||||||||||||
3. |
таблицу, характеризующую численность населения по полу и возрасту |
|||||||||||||||||||||||
18) Какие группировки решают задачу оценки взаимосвязи между признаками? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
типологические |
|||||||||||||||||||||||
2. |
структурные |
|||||||||||||||||||||||
3. |
аналитические |
|||||||||||||||||||||||
19) Что является графическим изображением интервального ряда распределения? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
полигон |
|||||||||||||||||||||||
2. |
гистограмма |
|||||||||||||||||||||||
3. |
кумулята |
|||||||||||||||||||||||
20) Какой из критериев согласия использует разницы между накопленными эмпирическими и теоретическими частотами? |
||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|||||||||||||||||||||||
1. |
Пирсона |
|||||||||||||||||||||||
2. |
Колмогорова |
|||||||||||||||||||||||
3. |
Ястремского |
При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.
Модуль 2. Аналитическая статистика
Для изучения вопросов модуля 2 необходимо проработать темы 5, 6, 7 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.
В результате изучения указанных материалов слушатели должны освоить методы исчисления показателей взаимосвязи экономических явлений и расчета абсолютных, относительных и средних показателей рядов динамики, приобрести практические навыки проведения корреляционного анализа и умение выявить основную тенденцию динамического ряда. Кроме того, слушатели должны изучить принципы построения индивидуальных и сводных индексов, агрегатных и средних индексов, а также виды взаимосвязи важнейших индексов.
Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 4.1; 4.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.3; 6.4. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 2.
Градация оценок:
- по задачам из практикума
Количество правильно решенных задач |
Оценка |
6 — 7 |
отлично |
4 — 5 |
хорошо |
3 |
удовлетворительно |
менее 3 |
неудовлетворительно |
- по тестам рубежного контроля
Количество правильно отвеченных тестов |
Оценка |
24 — 28 |
отлично |
19 — 23 |
хорошо |
15- 18 |
удовлетворительно |
менее 15 |
неудовлетворительно |
Тесты рубежного контроля по модулю 2 (тип: один из многих)
1) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние прочих факторов на функцию? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
общая дисперсия функции |
|
2. |
межгрупповая дисперсия |
|
3. |
внутригрупповая дисперсия |
|
2) Если физический объем продукции возрос на 20%, а цена на продукцию снизилась на 5%, то каким будет индекс стоимости продукции? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
114 |
|
2. |
118 |
|
3. |
124 |
|
3) Какой метод используется для выявления основной тенденции развития динамических рядов? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
метод укрупнения интервалов |
|
2. |
метод скользящей средней |
|
3. |
метод аналитического выравнивания |
|
4) Какой вариант соотношения показателей оценки тесноты связи правилен? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
ηэ ηт ; ηт = r |
|
2. |
ηэ ηт ; ηэ = r |
|
3. |
ηэ ηт ; ηэ r |
|
5) Если индекс переменного состава равен 118%, а индекс структурных сдвигов 107%, то каким будет индекс фиксированного состава? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
110 |
|
2. |
111 |
|
3. |
115 |
|
6) Какой показатель следует рассчитывать для оценки связи в рядах динамики? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
коэффициент регрессии |
|
2. |
коэффициент корреляции |
|
3. |
коэффициент автокорреляции |
|
7) Какой вид имеет графическая систематизация данных при изучении взаимосвязей признаков? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
гистограмма |
|
2. |
корреляционное поле |
|
3. |
кумулята |
|
8) В чем различие уровней явления числителя и знаменателя динамических индексов? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
во времени |
|
2. |
в пространстве |
|
3. |
в сравнении с нормативом |
|
9) Что характеризует ряд динамики? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
структуру совокупности по какому-либо признаку |
|
2. |
изменение характеристики совокупности в пространстве |
|
3. |
изменение характеристики совокупности во времени |
|
10) Какой из показателей оценки взаимосвязи между х и у зависит от единиц и масштабов измерения признаков? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
эмпирическое корреляционное отношение |
|
2. |
коэффициент эластичности |
|
3. |
коэффициент регрессии |
|
11) Какое из приведенных соотношений индексов стоимости, физического объема продукции и цены является верным? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
JQ = Jq / Jp |
|
2. |
JQ = Jq * Jp |
|
3. |
Jp = Jq * JQ |
|
12) Как называются показатели, если сравниваются смежные уровни ряда динамики? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
цепные |
|
2. |
базисные |
|
3. |
абсолютные |
|
13) По какой из средних определяется средний уровень интервального ряда динамики? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
средняя арифметическая |
|
2. |
средняя гармоническая |
|
3. |
средняя хронологическая |
|
14) Какой из показателей оценивает не только тесноту связи между х и у, но и направление этой связи? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
коэффициент детерминации |
|
2. |
коэффициент регрессии |
|
3. |
линейный коэффициент корреляции |
|
15) Чем различаются цепные и базисные индексы? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
числителем индексов |
|
2. |
базой сравнения |
|
3. |
видом отношения |
|
16) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние основного аргумента на функцию? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
общая дисперсия функции |
|
2. |
межгрупповая дисперсия |
|
3. |
внутригрупповая дисперсия |
|
17) Если себестоимость увеличилась на 14%, а количество продукции снизилось на 6%, то чему равен индекс издержек производства? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
107 |
|
2. |
120 |
|
3. |
132 |
|
18) Что характеризует абсолютное значение одного процента прироста? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
весомость одного процента прироста |
|
2. |
значимость одного процента прироста |
|
3. |
изменение одного процента прироста |
|
19) Что измеряет коэффициент детерминации? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
степень тесноты связи между исследуемыми признаками |
|
2. |
вариацию, сложившуюся под влиянием всех факторов |
|
3. |
долю вариации признака результата, сложившуюся под влиянием изучаемого фактора |
|
20) На основе какого метода строится эмпирическая линия регрессии? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
метод средних |
|
2. |
метод наименьших квадратов |
|
3. |
метод группировок |
|
21) Как исчисляется абсолютный прирост? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
отношение уровней |
|
2. |
произведение уровней |
|
3. |
разности уровней |
|
22) Каково расположение точек на поле корреляции при корреляционной связи между х и у? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
хаотичное расположение точек |
|
2. |
точки лежат на линии регрессии |
|
3. |
точки расположены вокруг линии регрессии по форме эллипса |
|
23) По какой формуле исчисляется индекс стоимости продукции? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
Σp1q1 Σp0q1 |
|
2. |
Σp1q1 Σp0q0 |
|
3. |
Σq1 p0 Σq0 p0 |
|
24) Чему равна межгрупповая дисперсия, если отсутствуют различия между вариантами внутри групп? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
единице |
|
2. |
нулю |
|
3. |
колеблется от 0 до 1 |
|
4. |
общей дисперсии |
|
5. |
средней из групповых дисперсий |
|
25) На какие особенности взаимосвязи между х и у указывает эмпирическая линия регрессии? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
скорость и направление связи |
|
2. |
истинную форму связи |
|
3. |
количественную оценку тесноты связи |
|
26) Каким является данный индекс Σs0q1 : Σs0q0 ? Σq1 Σq0 |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
переменного состава |
|
2. |
постоянного состава |
|
3. |
структурных сдвигов |
|
27) Как исчисляется темп роста динамических рядов? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
отношение уровней |
|
2. |
произведение уровней |
|
3. |
разности уровней |
|
28) Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, то как называются показатели? |
||
Варианты ответов: |
Правильный ответ: |
|
1. |
цепные |
|
2. |
базисные |
|
3. |
абсолютные |
При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.
Конечная аттестация осуществляется на основе данных о решении задач и ответах на тесты. Исходя из этого, преподаватель выставляет итоговую оценку общую для двух модулей.