Статистика. Практические задачи по Модулям 1, 2

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

* * * * *

Инженерно-экономический институт

Учебно — методический центр дистанционного обучения

УМЦ «ДИОМЕН»

К.э.н., доц. Малютина О.А.

Учебная дисциплина «СТАТИСТИКА»

в системе дистанционного обучения

Москва

1. Цель и задачи дисциплины

Данный учебный курс закладывает фундамент для изучения ряда экономических дисциплин, использующих статистические методы, таких как: «Анализ хозяйственной деятельности предприятий», «Финансы и кредит», «Маркетинг» и других.

Цель изучения дисциплины «Статистика» — формирование у слушателей знаний общих основ статистической науки и практических навыков проведения статистических исследований и анализа их результатов.

Задачи дисциплины: раскрыть студентам основные проблемы получения статистической информации, ознакомить с методом группировок как основы системного анализа собранных данных, а также изучить обобщающие статистические показатели с целью использования их для оценки взаимосвязей экономических явлений и изменений этих явлений во времени с помощью корреляционного анализа, метода анализа динамических рядов, индексного метода.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины необходимо:

ЗНАТЬ: принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения, сущность обобщающих статистических показателей, основы анализа статистических данных, статистического моделирования и прогнозирования.

УМЕТЬ: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение, грамотно строить статистические таблицы, исчислять различные статистические показатели, анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных.

ВЛАДЕТЬ: навыками проведения наблюдения, статистической обработки полученных данных, размещения данных в таблицы и методологией анализа систематизированных данных.

Изучение учебно-методических материалов по данной дисциплине позволяет специалистам, опираясь на грамотно обработанную статистическую информацию, повышать качество управленческих решений. Это обосновано ролью статистики на предприятии, которую французский ученый Р.Дюма определил так: «Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять».

  1. Содержание дисциплины
    1. Тематический план

Учебный модуль

Разделы дисциплины

Модуль 1

Описательная статистика

Модуль 2

Аналитическая статистика

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
    1. Основная учебная и методическая литература

Малютина О.А. Лекции по курсу «Статистика для дистанционного обучения».

Малютина О.А. Практикум по курсу «Статистика для дистанционного обучения».

Дополнительная литература:

Шмойлова Р.А. «Теория статистики». М.: «Финансы и статистика», 1998.

Шмойлова Р.А. «Практикум по теории статистики». М.: «Финансы и статистика», 1999.

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины
  • Контрольные вопросы, оценивающие уровень знаний по каждой из тем, включенных в курс лекций.
  • Тесты, контролирующие уровень знаний, как конечная оценка после изучения курса лекций и решения практических задач по темам курса.
  1. Методические рекомендации по дистанционному изучению дисциплины

Модуль 1. Описательная статистика

Для изучения вопросов модуля 1 необходимо проработать темы 1, 2, 3, 4 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.

В результате изучения указанных материалов слушатели должны понять особенности статистической методологии, ознакомиться с основными понятиями и категориями статистики, изучить этапы статистического исследования, приобрести при этом практические навыки организации и проведения наблюдения, а также обобщения и анализа первичной статистической информации путем усвоения расчетов абсолютных и относительных величин. Кроме того, следует изучить методы построения вариационных рядов, определение числа групп и величины интервалов группировки. При этом слушатели должны уметь рассчитать все показатели, оценивающие средний уровень и вариацию признака в вариационных рядах распределения.

Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 3.1; 3.2. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 1.

Градация оценок:

  • по задачам из практикума

Количество правильно решенных задач

Оценка

6

отлично

4 — 5

хорошо

3

удовлетворительно

менее 3

неудовлетворительно

  • по тестам рубежного контроля

Количество правильно отвеченных тестов

Оценка

16 — 20

отлично

11 — 15

хорошо

6 – 10

удовлетворительно

менее 6

неудовлетворительно

Тесты рубежного контроля по модулю 1 (тип: один из многих)

1) Как называется группировка, в которой происходит разбиение однородной совокупности на группы?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

типологическая группировка

2.

структурная группировка

3.

факторная группировка

2) При анализе данных о дальности перевозок грузов воздушным транспортом получены Mo = 12000 км., Me = 10000 км., = 9000 км. Какое будет при этом распределение?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

нормальное

2.

имеет правостороннюю ассиметрию

3.

имеет левостороннюю ассиметрию

3) По какой формуле определяется величина равного интервала?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

hi+1 = hi + a

2.

hi+1 = hi + q

3.

h = R / k, где h – длина интервала группировки

4) Что является расхождением между расчетными и действительными значениями изучаемых величин?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

ошибки наблюдения

2.

ошибки регистрации

3.

ошибки репрезентативности

5) Если все значения признака увеличить в 4 раза, то какой будет дисперсия?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

не изменится

2.

увеличится в 16 раз

3.

увеличится в 4 раза

4.

предсказать изменение дисперсии нельзя

6) Что может быть основанием группировки?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

качественный признак

2.

количественный признак

3.

как качественный, так и количественный признаки

7) Чем является метод основного массива?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

вид статистического наблюдения

2.

способ статистического наблюдения

3.

форма статистического наблюдения

8) К чему относится статистическая отчетность?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

вид статистического наблюдения

2.

способ статистического наблюдения

3.

форма статистического наблюдения

9) Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент вариации

2.

дисперсия

3.

размах вариации

4.

среднее квадратическое отклонение

5.

среднее линейное отклонение

10) Что является объектом статистического наблюдения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

единица наблюдения

2.

статистическая совокупность

3.

отчетная единица

11) Как изменится средняя величина, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

не изменится

2.

уменьшится

3.

возрастет

12) Как называется перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

статистический формуляр

2.

программа наблюдения

3.

инструментарий наблюдения

13) Какая из перечисленных средних величин является степенной средней?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

мода

2.

средняя арифметическая величина

3.

медиана

14) Какой из показателей оценивает самый распространенный вариант в совокупности?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

мода

2.

медиана

3.

средняя арифметическая величина

15) Имеются следующие данные о динамике распределения численности занятого населения по семейному положению в регионе:

Год

Всего, %

В том числе

Состоят в браке

Холосты, не замужем

Вдовцы, вдовы

Разведены

1999

100

73,9

13,8

4,3

8,0

2000

100

74,0

13,6

4,0

8,4

Что является в данной таблице подлежащим?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

численность населения

2.

семейное положение населения

3.

время (годы)

16) Средний размер реализованной предприятием спортивной обуви – 39, мода – 39, медиана – 39. Каково распределение проданной обуви?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

симметричное

2.

приближенно симметричное

3.

с левосторонней ассиметрией

4.

с правосторонней ассиметрией

5.

данные не позволяют сделать вывод

17) Что можно отнести к статистической таблице?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

таблицу умножения

2.

опросный лист социологического обследования

3.

таблицу, характеризующую численность населения по полу и возрасту

18) Какие группировки решают задачу оценки взаимосвязи между признаками?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

типологические

2.

структурные

3.

аналитические

19) Что является графическим изображением интервального ряда распределения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

полигон

2.

гистограмма

3.

кумулята

20) Какой из критериев согласия использует разницы между накопленными эмпирическими и теоретическими частотами?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

Пирсона

2.

Колмогорова

3.

Ястремского

При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.

Модуль 2. Аналитическая статистика

Для изучения вопросов модуля 2 необходимо проработать темы 5, 6, 7 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.

В результате изучения указанных материалов слушатели должны освоить методы исчисления показателей взаимосвязи экономических явлений и расчета абсолютных, относительных и средних показателей рядов динамики, приобрести практические навыки проведения корреляционного анализа и умение выявить основную тенденцию динамического ряда. Кроме того, слушатели должны изучить принципы построения индивидуальных и сводных индексов, агрегатных и средних индексов, а также виды взаимосвязи важнейших индексов.

Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 4.1; 4.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.3; 6.4. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 2.

Градация оценок:

  • по задачам из практикума

Количество правильно решенных задач

Оценка

6 — 7

отлично

4 — 5

хорошо

3

удовлетворительно

менее 3

неудовлетворительно

  • по тестам рубежного контроля

Количество правильно отвеченных тестов

Оценка

24 — 28

отлично

19 — 23

хорошо

15- 18

удовлетворительно

менее 15

неудовлетворительно

Тесты рубежного контроля по модулю 2 (тип: один из многих)

1) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние прочих факторов на функцию?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

общая дисперсия функции

2.

межгрупповая дисперсия

3.

внутригрупповая дисперсия

2) Если физический объем продукции возрос на 20%, а цена на продукцию снизилась на 5%, то каким будет индекс стоимости продукции?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

114

2.

118

3.

124

3) Какой метод используется для выявления основной тенденции развития динамических рядов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

метод укрупнения интервалов

2.

метод скользящей средней

3.

метод аналитического выравнивания

4) Какой вариант соотношения показателей оценки тесноты связи правилен?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

ηэ ηт ; ηт = r

2.

ηэ ηт ; ηэ = r

3.

ηэ ηт ; ηэ r

5) Если индекс переменного состава равен 118%, а индекс структурных сдвигов 107%, то каким будет индекс фиксированного состава?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

110

2.

111

3.

115

6) Какой показатель следует рассчитывать для оценки связи в рядах динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент регрессии

2.

коэффициент корреляции

3.

коэффициент автокорреляции

7) Какой вид имеет графическая систематизация данных при изучении взаимосвязей признаков?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

гистограмма

2.

корреляционное поле

3.

кумулята

8) В чем различие уровней явления числителя и знаменателя динамических индексов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

во времени

2.

в пространстве

3.

в сравнении с нормативом

9) Что характеризует ряд динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

структуру совокупности по какому-либо признаку

2.

изменение характеристики совокупности в пространстве

3.

изменение характеристики совокупности во времени

10) Какой из показателей оценки взаимосвязи между х и у зависит от единиц и масштабов измерения признаков?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

эмпирическое корреляционное отношение

2.

коэффициент эластичности

3.

коэффициент регрессии

11) Какое из приведенных соотношений индексов стоимости, физического объема продукции и цены является верным?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

JQ = Jq / Jp

2.

JQ = Jq * Jp

3.

Jp = Jq * JQ

12) Как называются показатели, если сравниваются смежные уровни ряда динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

цепные

2.

базисные

3.

абсолютные

13) По какой из средних определяется средний уровень интервального ряда динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

средняя арифметическая

2.

средняя гармоническая

3.

средняя хронологическая

14) Какой из показателей оценивает не только тесноту связи между х и у, но и направление этой связи?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент детерминации

2.

коэффициент регрессии

3.

линейный коэффициент корреляции

15) Чем различаются цепные и базисные индексы?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

числителем индексов

2.

базой сравнения

3.

видом отношения

16) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние основного аргумента на функцию?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

общая дисперсия функции

2.

межгрупповая дисперсия

3.

внутригрупповая дисперсия

17) Если себестоимость увеличилась на 14%, а количество продукции снизилось на 6%, то чему равен индекс издержек производства?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

107

2.

120

3.

132

18) Что характеризует абсолютное значение одного процента прироста?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

весомость одного процента прироста

2.

значимость одного процента прироста

3.

изменение одного процента прироста

19) Что измеряет коэффициент детерминации?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

степень тесноты связи между исследуемыми признаками

2.

вариацию, сложившуюся под влиянием всех факторов

3.

долю вариации признака результата, сложившуюся под влиянием изучаемого фактора

20) На основе какого метода строится эмпирическая линия регрессии?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

метод средних

2.

метод наименьших квадратов

3.

метод группировок

21) Как исчисляется абсолютный прирост?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

отношение уровней

2.

произведение уровней

3.

разности уровней

22) Каково расположение точек на поле корреляции при корреляционной связи между х и у?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

хаотичное расположение точек

2.

точки лежат на линии регрессии

3.

точки расположены вокруг линии регрессии по форме эллипса

23) По какой формуле исчисляется индекс стоимости продукции?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

Σp1q1

Σp0q1

2.

Σp1q1

Σp0q0

3.

Σq1 p0

Σq0 p0

24) Чему равна межгрупповая дисперсия, если отсутствуют различия между вариантами внутри групп?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

единице

2.

нулю

3.

колеблется от 0 до 1

4.

общей дисперсии

5.

средней из групповых дисперсий

25) На какие особенности взаимосвязи между х и у указывает эмпирическая линия регрессии?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

скорость и направление связи

2.

истинную форму связи

3.

количественную оценку тесноты связи

26) Каким является данный индекс Σs0q1 : Σs0q0 ?

Σq1 Σq0

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

переменного состава

2.

постоянного состава

3.

структурных сдвигов

27) Как исчисляется темп роста динамических рядов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

отношение уровней

2.

произведение уровней

3.

разности уровней

28) Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, то как называются показатели?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

цепные

2.

базисные

3.

абсолютные

При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.

Конечная аттестация осуществляется на основе данных о решении задач и ответах на тесты. Исходя из этого, преподаватель выставляет итоговую оценку общую для двух модулей.

Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

* * * * *

Инженерно-экономический институт

Учебно — методический центр дистанционного обучения

УМЦ «ДИОМЕН»

К.э.н., доц. Малютина О.А.

Учебная дисциплина «СТАТИСТИКА»

в системе дистанционного обучения

Москва

1. Цель и задачи дисциплины

Данный учебный курс закладывает фундамент для изучения ряда экономических дисциплин, использующих статистические методы, таких как: «Анализ хозяйственной деятельности предприятий», «Финансы и кредит», «Маркетинг» и других.

Цель изучения дисциплины «Статистика» — формирование у слушателей знаний общих основ статистической науки и практических навыков проведения статистических исследований и анализа их результатов.

Задачи дисциплины: раскрыть студентам основные проблемы получения статистической информации, ознакомить с методом группировок как основы системного анализа собранных данных, а также изучить обобщающие статистические показатели с целью использования их для оценки взаимосвязей экономических явлений и изменений этих явлений во времени с помощью корреляционного анализа, метода анализа динамических рядов, индексного метода.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины необходимо:

ЗНАТЬ: принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения, сущность обобщающих статистических показателей, основы анализа статистических данных, статистического моделирования и прогнозирования.

УМЕТЬ: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение, грамотно строить статистические таблицы, исчислять различные статистические показатели, анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных.

ВЛАДЕТЬ: навыками проведения наблюдения, статистической обработки полученных данных, размещения данных в таблицы и методологией анализа систематизированных данных.

Изучение учебно-методических материалов по данной дисциплине позволяет специалистам, опираясь на грамотно обработанную статистическую информацию, повышать качество управленческих решений. Это обосновано ролью статистики на предприятии, которую французский ученый Р.Дюма определил так: «Статистика необходима для того, чтобы знать; для того, чтобы предвидеть; для того, чтобы действовать; для того, чтобы проверять».

  1. Содержание дисциплины
    1. Тематический план

Учебный модуль

Разделы дисциплины

Модуль 1

Описательная статистика

Модуль 2

Аналитическая статистика

   
  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
    1. Основная учебная и методическая литература

Малютина О.А. Лекции по курсу «Статистика для дистанционного обучения».

Малютина О.А. Практикум по курсу «Статистика для дистанционного обучения».

Дополнительная литература:

Шмойлова Р.А. «Теория статистики». М.: «Финансы и статистика», 1998.

Шмойлова Р.А. «Практикум по теории статистики». М.: «Финансы и статистика», 1999.

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины
  • Контрольные вопросы, оценивающие уровень знаний по каждой из тем, включенных в курс лекций.
  • Тесты, контролирующие уровень знаний, как конечная оценка после изучения курса лекций и решения практических задач по темам курса.
  1. Методические рекомендации по дистанционному изучению дисциплины

Модуль 1. Описательная статистика

Для изучения вопросов модуля 1 необходимо проработать темы 1, 2, 3, 4 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.

В результате изучения указанных материалов слушатели должны понять особенности статистической методологии, ознакомиться с основными понятиями и категориями статистики, изучить этапы статистического исследования, приобрести при этом практические навыки организации и проведения наблюдения, а также обобщения и анализа первичной статистической информации путем усвоения расчетов абсолютных и относительных величин. Кроме того, следует изучить методы построения вариационных рядов, определение числа групп и величины интервалов группировки. При этом слушатели должны уметь рассчитать все показатели, оценивающие средний уровень и вариацию признака в вариационных рядах распределения.

Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 3.1; 3.2. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 1.

Градация оценок:

  • по задачам из практикума

Количество правильно решенных задач

Оценка

6

отлично

4 — 5

хорошо

3

удовлетворительно

менее 3

неудовлетворительно

  • по тестам рубежного контроля

Количество правильно отвеченных тестов

Оценка

16 — 20

отлично

11 — 15

хорошо

6 – 10

удовлетворительно

менее 6

неудовлетворительно

Тесты рубежного контроля по модулю 1 (тип: один из многих)

1) Как называется группировка, в которой происходит разбиение однородной совокупности на группы?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

типологическая группировка

 

2.

структурная группировка

 

3.

факторная группировка

 
 

2) При анализе данных о дальности перевозок грузов воздушным транспортом получены Mo = 12000 км., Me = 10000 км., = 9000 км. Какое будет при этом распределение?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

нормальное

 

2.

имеет правостороннюю ассиметрию

 

3.

имеет левостороннюю ассиметрию

 
 

3) По какой формуле определяется величина равного интервала?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

hi+1 = hi + a

 

2.

hi+1 = hi + q

 

3.

h = R / k, где h – длина интервала группировки

 
 

4) Что является расхождением между расчетными и действительными значениями изучаемых величин?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

ошибки наблюдения

 

2.

ошибки регистрации

 

3.

ошибки репрезентативности

 
 

5) Если все значения признака увеличить в 4 раза, то какой будет дисперсия?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

не изменится

 

2.

увеличится в 16 раз

 

3.

увеличится в 4 раза

 

4.

предсказать изменение дисперсии нельзя

 
 

6) Что может быть основанием группировки?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

качественный признак

 

2.

количественный признак

 

3.

как качественный, так и количественный признаки

 
 

7) Чем является метод основного массива?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

вид статистического наблюдения

 

2.

способ статистического наблюдения

 

3.

форма статистического наблюдения

 

8) К чему относится статистическая отчетность?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

вид статистического наблюдения

 

2.

способ статистического наблюдения

 

3.

форма статистического наблюдения

 
 

9) Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака около средней величины?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент вариации

 

2.

дисперсия

 

3.

размах вариации

 

4.

среднее квадратическое отклонение

 

5.

среднее линейное отклонение

 
 

10) Что является объектом статистического наблюдения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

единица наблюдения

 

2.

статистическая совокупность

 

3.

отчетная единица

 
 

11) Как изменится средняя величина, если все варианты признака уменьшить в 1,5 раза, а все веса в 1,5 раза увеличить?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

не изменится

 

2.

уменьшится

 

3.

возрастет

 
 

12) Как называется перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

статистический формуляр

 

2.

программа наблюдения

 

3.

инструментарий наблюдения

 
 

13) Какая из перечисленных средних величин является степенной средней?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

мода

 

2.

средняя арифметическая величина

 

3.

медиана

 
 

14) Какой из показателей оценивает самый распространенный вариант в совокупности?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

мода

 

2.

медиана

 

3.

средняя арифметическая величина

 

15) Имеются следующие данные о динамике распределения численности занятого населения по семейному положению в регионе:

Год

Всего, %

В том числе

Состоят в браке

Холосты, не замужем

Вдовцы, вдовы

Разведены

1999

100

73,9

13,8

4,3

8,0

2000

100

74,0

13,6

4,0

8,4

Что является в данной таблице подлежащим?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

численность населения

 

2.

семейное положение населения

 

3.

время (годы)

 
 

16) Средний размер реализованной предприятием спортивной обуви – 39, мода – 39, медиана – 39. Каково распределение проданной обуви?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

симметричное

 

2.

приближенно симметричное

 

3.

с левосторонней ассиметрией

 

4.

с правосторонней ассиметрией

 

5.

данные не позволяют сделать вывод

 
 

17) Что можно отнести к статистической таблице?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

таблицу умножения

 

2.

опросный лист социологического обследования

 

3.

таблицу, характеризующую численность населения по полу и возрасту

 
 

18) Какие группировки решают задачу оценки взаимосвязи между признаками?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

типологические

 

2.

структурные

 

3.

аналитические

 
 

19) Что является графическим изображением интервального ряда распределения?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

полигон

 

2.

гистограмма

 

3.

кумулята

 
 

20) Какой из критериев согласия использует разницы между накопленными эмпирическими и теоретическими частотами?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

Пирсона

 

2.

Колмогорова

 

3.

Ястремского

 

При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.

Модуль 2. Аналитическая статистика

Для изучения вопросов модуля 2 необходимо проработать темы 5, 6, 7 курса лекций «Статистика для дистанционного обучения» Малютиной О.А.

В результате изучения указанных материалов слушатели должны освоить методы исчисления показателей взаимосвязи экономических явлений и расчета абсолютных, относительных и средних показателей рядов динамики, приобрести практические навыки проведения корреляционного анализа и умение выявить основную тенденцию динамического ряда. Кроме того, слушатели должны изучить принципы построения индивидуальных и сводных индексов, агрегатных и средних индексов, а также виды взаимосвязи важнейших индексов.

Для проверки изученного материала рекомендуется ответить на вопросы, приведенные после каждой темы в курсе лекций, а затем для контроля знаний необходимо решить следующие задачи из практикума по курсу «Статистика для дистанционного обучения», рекомендации по решению которых приведены в практикуме: 4.1; 4.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.3; 6.4. После решения указанных задач дайте ответы на проверочные тесты рубежного контроля по модулю 2.

Градация оценок:

  • по задачам из практикума

Количество правильно решенных задач

Оценка

6 — 7

отлично

4 — 5

хорошо

3

удовлетворительно

менее 3

неудовлетворительно

  • по тестам рубежного контроля

Количество правильно отвеченных тестов

Оценка

24 — 28

отлично

19 — 23

хорошо

15- 18

удовлетворительно

менее 15

неудовлетворительно

Тесты рубежного контроля по модулю 2 (тип: один из многих)

1) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние прочих факторов на функцию?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

общая дисперсия функции

 

2.

межгрупповая дисперсия

 

3.

внутригрупповая дисперсия

 
 

2) Если физический объем продукции возрос на 20%, а цена на продукцию снизилась на 5%, то каким будет индекс стоимости продукции?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

114

 

2.

118

 

3.

124

 
 

3) Какой метод используется для выявления основной тенденции развития динамических рядов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

метод укрупнения интервалов

 

2.

метод скользящей средней

 

3.

метод аналитического выравнивания

 
 

4) Какой вариант соотношения показателей оценки тесноты связи правилен?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

ηэ ηт ; ηт = r

 

2.

ηэ ηт ; ηэ = r

 

3.

ηэ ηт ; ηэ r

 
 

5) Если индекс переменного состава равен 118%, а индекс структурных сдвигов 107%, то каким будет индекс фиксированного состава?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

110

 

2.

111

 

3.

115

 
 

6) Какой показатель следует рассчитывать для оценки связи в рядах динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент регрессии

 

2.

коэффициент корреляции

 

3.

коэффициент автокорреляции

 

7) Какой вид имеет графическая систематизация данных при изучении взаимосвязей признаков?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

гистограмма

 

2.

корреляционное поле

 

3.

кумулята

 
 

8) В чем различие уровней явления числителя и знаменателя динамических индексов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

во времени

 

2.

в пространстве

 

3.

в сравнении с нормативом

 
 

9) Что характеризует ряд динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

структуру совокупности по какому-либо признаку

 

2.

изменение характеристики совокупности в пространстве

 

3.

изменение характеристики совокупности во времени

 
 

10) Какой из показателей оценки взаимосвязи между х и у зависит от единиц и масштабов измерения признаков?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

эмпирическое корреляционное отношение

 

2.

коэффициент эластичности

 

3.

коэффициент регрессии

 
 

11) Какое из приведенных соотношений индексов стоимости, физического объема продукции и цены является верным?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

JQ = Jq / Jp

 

2.

JQ = Jq * Jp

 

3.

Jp = Jq * JQ

 
 

12) Как называются показатели, если сравниваются смежные уровни ряда динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

цепные

 

2.

базисные

 

3.

абсолютные

 
 

13) По какой из средних определяется средний уровень интервального ряда динамики?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

средняя арифметическая

 

2.

средняя гармоническая

 

3.

средняя хронологическая

 

14) Какой из показателей оценивает не только тесноту связи между х и у, но и направление этой связи?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

коэффициент детерминации

 

2.

коэффициент регрессии

 

3.

линейный коэффициент корреляции

 
 

15) Чем различаются цепные и базисные индексы?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

числителем индексов

 

2.

базой сравнения

 

3.

видом отношения

 
 

16) Какая из составляющих теоремы разложения дисперсии оценивает влияние основного аргумента на функцию?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

общая дисперсия функции

 

2.

межгрупповая дисперсия

 

3.

внутригрупповая дисперсия

 
 

17) Если себестоимость увеличилась на 14%, а количество продукции снизилось на 6%, то чему равен индекс издержек производства?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

107

 

2.

120

 

3.

132

 
 

18) Что характеризует абсолютное значение одного процента прироста?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

весомость одного процента прироста

 

2.

значимость одного процента прироста

 

3.

изменение одного процента прироста

 
 

19) Что измеряет коэффициент детерминации?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

степень тесноты связи между исследуемыми признаками

 

2.

вариацию, сложившуюся под влиянием всех факторов

 

3.

долю вариации признака результата, сложившуюся под влиянием изучаемого фактора

 
 

20) На основе какого метода строится эмпирическая линия регрессии?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

метод средних

 

2.

метод наименьших квадратов

 

3.

метод группировок

 

21) Как исчисляется абсолютный прирост?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

отношение уровней

 

2.

произведение уровней

 

3.

разности уровней

 
 

22) Каково расположение точек на поле корреляции при корреляционной связи между х и у?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

хаотичное расположение точек

 

2.

точки лежат на линии регрессии

 

3.

точки расположены вокруг линии регрессии по форме эллипса

 
 

23) По какой формуле исчисляется индекс стоимости продукции?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

Σp1q1

Σp0q1

 

2.

Σp1q1

Σp0q0

 

3.

Σq1 p0

Σq0 p0

 
 

24) Чему равна межгрупповая дисперсия, если отсутствуют различия между вариантами внутри групп?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

единице

 

2.

нулю

 

3.

колеблется от 0 до 1

 

4.

общей дисперсии

 

5.

средней из групповых дисперсий

 
 

25) На какие особенности взаимосвязи между х и у указывает эмпирическая линия регрессии?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

скорость и направление связи

 

2.

истинную форму связи

 

3.

количественную оценку тесноты связи

 
 

26) Каким является данный индекс Σs0q1 : Σs0q0 ?

Σq1 Σq0

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

переменного состава

 

2.

постоянного состава

 

3.

структурных сдвигов

 

27) Как исчисляется темп роста динамических рядов?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

отношение уровней

 

2.

произведение уровней

 

3.

разности уровней

 
 

28) Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, то как называются показатели?

Варианты ответов:

Правильный ответ:

1.

цепные

 

2.

базисные

 

3.

абсолютные

 

При оформлении решенных задач последовательно изложите этапы их решения, с приведением необходимых для этого формул и расчетных таблиц. При ответах на тесты поставьте плюс напротив правильного, на Ваш взгляд, ответа. Пришлите оформленные таким образом ответы на задачи и тесты по электронной или обычной почте.

Конечная аттестация осуществляется на основе данных о решении задач и ответах на тесты. Исходя из этого, преподаватель выставляет итоговую оценку общую для двух модулей.