«МАИ» МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ «МАИ»
(национальный исследовательский университет)
Инженерно-экономический институт
кафедра «Производственный менеджмент и маркетинг»
Дмитриев О.Н.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
«Системный анализ в управлении»
в системе дистанционного обучения
Москва
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Системный анализ в управлении»
Цели и задачи изучения дисциплины
Изучение настоящей учебной дисциплины преследует следующие основные цели:
— получение обучающимися системы достаточных базовых знаний, навыков и умений в части методологии и инструментария анализа и синтеза основных видов обеспечения систем управления применительно к сложным объектам и системам, имеющим экономический характер, а также иным управленческим сферам, что позволит повысить качество подготавливаемых и принимаемых управленческих решений;
— привитие обучающимся прогрессивных стереотипов системного и рационально критического мышления в целом.
Основными задачами данного учебного курса являются:
— формирование у обучающихся научных, прогрессивных и устойчивых представлений о системном характере изучения организационно-экономических объектов, процессов и явлений, а также о разработке, применении и развитии управляющих систем различного назначения;
— наделение обучающихся способностями идентифицировать управленческие проблемы в сложных и неординарных условиях и распознавать причинно-следственную и закономерностную сущность этих проблем;
— обеспечение доступ обучающихся к прогрессивному базовому глоссарному и концептуальному управленческому инструментарию;
— привитие навыков и приемов системного изложения своих профессиональных воззрений и результатов профессиональной интеллектуальной деятельности, а также аргументированной научной дискуссии;
— приобретение опыта практического приложения полученных фундаментальных и научно-прикладных знаний при решении конкретных управленческих вопросов
В результате изучения настоящей учебной дисциплины обучающийся должен:
— знать:
= базовые определения, понятия и аксиоматику системного анализа;
= общую структуру системы управления и концептуальные схемы управления, а также множество и особенности базовых режимов функционирования системы управления;
= этапность и наполнение содержательной постановки и формализации управленческих задач;
= содержательное наполнение решения управленческих задач;
= общие принципы моделирования и алгоритмизации;
= системотехнические особенности базовых сфер управления;
— владеть:
= методами процессорного и структурного анализа объектов;
= методами разработки систем идентификации состояния объектов;
= методами анализа и синтеза управляющих систем;
— уметь:
= оценивать ретроспективное, текущее и ожидаемое состояния организационно-экономических объектов с выявлением процессорных закономерностей и тенденций их функционирования и развития;
= экспертировать развернутые управляющие системы, осуществлять концептуальный инжиниринг и реинжиниринг управляющих систем различных уровней для организационно-экономической сферы.
Полученные знания и умения приложимы в следующих областях:
— при проектировании и применении управляющих систем федерального, регионального, внутрикорпоративного, внутрифирменного и внутриподразделенческого уровня, замкнутых на различные сферы экономики;
— при организации и осуществлении образовательных процессов, в том числе при организации групповых деловых игр;
— при осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований.
Основная литература
- Дмитриев О.Н. Системный анализ в управлении (2-е издание, дополненное и переработанное)- М.: “Гном и Д”, 2002.
Дополнительная литература
- Ахундов В.М. Системный анализ в экономических исследованиях – М.: МАИ, 1987.
- Росин М.Ф., Булыгин В.С. Статистическая динамика и теория эффективности систем управления / Изд. 2-е — М.: Машиностроение, 1981.
- Саркисян С.А., Ахундов В.М., Минаев Э.С. Анализ и прогноз развития больших технических систем – М.: Наука, 1977.
- Саркисян С.А., Ахундов В.М., Минаев Э.С. Большие технические системы – М.: Наука, 1983.
- Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа – М.: Наука, 1983.
- Бодрунов С.Д., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Авиационно-промышленный комплекс России на рубеже XXI века: проблемы эффективного управления — СПб: Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”, 2002.
- Глушков В.М. Введение в АСУ – Киев: Техника, 1974.
Контроль знаний учащегося
В процессе прохождения обучения осуществляется:
- одна промежуточная аттестация;
- одна итоговая аттестация.
Промежуточная аттестация предусматривает:
- тестирование по принципу выбора правильного ответа из нескольких предложенных альтернатив.
В рамках итоговой аттестации учащийся:
- проходит тестирование по принципу выбора правильного ответа из нескольких предложенных альтернатив по всему учебному курсу;
- выполняет творческую разработку: осуществляет содержательную постановку и формализацию управленческой задачи для управленческой ситуации по своему выбору.
Творческая разработка и результаты тестирования оцениваются по 10-балльной шкале.
При оценивании применяются следующие правила:
— при оценке творческой разработки ниже 4 обучающемуся представляется краткая мотивировка;
— при обнаружении заимствования творческая разработка оценивается на уровне «0», а обучающемуся сообщается об источнике заимствования.
Оценка ответов на тестовые вопросы определяется относительной долей правильных ответов, умноженной на 10 (так, при 100% правильных ответов оценка составляет 10, при 50% — 5 и т.д.).
Итоговая оценка выставляется с учетом оценок, полученных за выполнение творческого задания и тестирования.
Шкала итоговых оценок определена следующим образом:
Итоговая ранговая оценка
|
Итоговая
|
Итоговая
|
9 — 10 | Отлично | Зачет |
7 — 8 | Хорошо | Зачет |
5 — 6 | Удовлетворительно | Зачет |
0 — 5 | Неудовлетворительно | Незачет |
При этом на каждый вопрос разработчиками предусмотрен только один вариант правильного ответа. Обучающийся вправе не отвечать на какие-либо вопросы или считать, что ни один из предложенных вариантов ответов не является правильным. В этих случаях его ответ признается неправильным. Неоднозначности в ответах, в том числе связанные с зачеркиваниями и исправлениями, признаются как неправильные ответы.
В случае получения неудовлетворительной оценки (незачета) шкала итоговых оценок сдвигается на одну ступень, т.е. при первом тестировании итоговой ранговой оценке 5-6 соответствует удовлетворительно, при второй – 7-8, при третьей – 9-10. После третьей неудачной попытки обучающийся должен повторить изучение учебной дисциплины, в том числе решив организационные вопросы.
Информация о правильности конкретных ответов обучающегося не сообщается.
Итоговая ранговая оценка обученности обучающегося по курсу оценивается по формуле:
Еитог = 0,5* ЕПА+ 0,5*(0,75*ЕИА1 + 0,25*ЕИА2),
где
ЕПА — оценка по промежуточной аттестации;
Е ИА1 — оценка по итоговой аттестации в части творческой разработки;
ЕИА2 — оценка по итоговой аттестации в части вопросного тестирования.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КУРСОМ
Изучение курса системного анализа целесообразно осуществлять последовательно, следуя смысловой канве изложения в рекомендованной базовой учебной литературе. Необходимо помнить, что игнорирование или поверхностное изучение какого-либо раздела либо даже частного понятия может привести к искаженному восприятию или полному непониманию базовых конструкций системного анализа как научной теории.
Прохождение курса целесообразно сконцентрировать во времени, не делая слишком больших перерывов между изучением отдельных тем и выполнением контрольных заданий.
По мере изучения теоретической компоненты следует увязывать соответствующие теоретические – концептуальные, инструментальные и методические построения применительно к реальным управленческим ситуациям производственного, бытового и иного характера, пытаться соотнести свое собственное сознательное восприятие событий, процессов и явлений с концептуальными конструкциями системного анализа, тем самым дисциплинируя свой интеллектуальный процесс. Целесообразно выбирать известные обучающемуся области, в которых он чувствует себя наиболее уверенно, понимая основные закономерности функционирования объектов исследования и представляя себе результаты их функционирования и развития. Впрочем, иногда полезно использовать и противоположный подход – разобраться с помощью системного анализа в закономерностях малоизвестного объекта исследований.
В случае возникновения осознанного или подсознательного концептуального неприятия учебного материала следует спокойно и критически разобраться в причинах возникшей озабоченности и попытаться выяснить причины усматриваемых расхождений. При этом необходимо к своим первоначальным суждениям и материалам публикаций относиться возможно критичнее, причем к собственной аргументации – в превосходной степени. Следует также помнить, что учебники, книги и статьи пишут живые люди, которые могут совершать ошибки и нередко делают это на практике. Кроме того, всякая публикации соотносится с хронологическим периодом ее появления. Поэтому противопоставление позиций должно подразумевать всестороннюю аргументацию различных точек зрения.
При изучении курса системного анализа следует иметь в виду его естественную сегментацию, а именно:
— позиционирование системного анализа и введение базовых понятий и установок;
— представление общей структуры системы управления и ее соотнесение с внешней средой, а также систематизация концептуальных схем управления;
— последовательное рассмотрение составляющих процесса обоснования управленческого решения – содержательной постановки, формализации и, наконец, решения управленческой задачи;
— декомпозиция управленческого потенциала по видам управленческих ресурсов с выходом на типовое видовое многообразие видов обеспечения управляющей системы и рассмотрение реализационного исполнения его основных составляющих;
— вынесенное рассмотрение особенных сфер управления, связанных с объектной и предметной локализацией объекта исследования.
Следует подчеркнуть, что основным результатом изучения курса системного анализа как научной дисциплины признается вовсе не заучивание определений или запоминание методов, а воспитание системного характера мышления обучающегося, формирование у него системной мировоззренческой базы и концептуального восприятия самых различных управленческих проблем.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (САМОПРОВЕРКИ)
Рекомендация: после внимательного изучения соответствующих глав учебника постарайтесь самостоятельно и добросовестно ответить на вопросы самопроверки. Если ответ на тот или иной вопрос вызывает затруднения, «не проходите мимо», вернитесь к учебнику.
Не пренебрегайте этим советом, в противном случае Вам будет трудно рассчитывать на положительную оценку по творческим заданиям и тестам.
Тема 1 (Введение)
1.1. Правомерно ли системный анализ толковать как общую управленческую методологию?
1.2. Чем отличается системный анализ от теории автоматического управления и исследования операций?
1.3. Можно ли считать, что системный анализ является задающей (первичной) методологией при проектировании и исследовании систем управления?
1.4. Является ли системный анализ объектно- и предметно-ориентированной теорией или же он является универсальной теорией?
1.5. Какие отправные гипотезы выдвигаются в рамках системного анализа?
Тема 2 (Глава 1, раздел 1.1)
2.1. Можно ли выделить несколько действительностей?
2.2. Является ли локализация объекта объективной, субъективной или смешанной процедурой?
2.3. Могут ли быть признаны субъектом несколько абсолютно обособленных индивидуумов?
2.4. Зависит ли количество способов декомпозиции объекта от его характера (природы)?
2.5. Могут ли процедурно совпадать классификация и декомпозиция одного объекта?
2.6. Может ли воздействие изменять свой характер и параметры с течением времени?
2.7. Может ли осознание наличия связи вызвать изменение воздействия, обуславливающего эту связь?
2.8. Является ли ранжирование целей субъективной, объективной или смешанной процедурой?
Тема 3 (Глава 1, раздел 1.2)
3.1. Может ли иметь место ситуация, когда в системе управления выделяется несколько контуров обратной связи?
3.2. Является ли реализуемой ситуация, когда при некоторых условиях прямой и обратный контуры управления меняются местами в смысловом аспекте (объект управления становится управляющей системой и наоборот)?
3.3. Правомерно ли введение понятия элементарного процессора?
3.4. Является ли процессор замкнутой системы управления сложнее процессора объекта управления или управляющей системы?
3.5. Может ли быть детерминированная переменная сведена к недетерминированной?
3.6. Может ли изменяться характер обратной связи с течением времени?
Тема 4 (Глава 1, разделы 1.4 – 1.5)
4.1. Может ли с течением времени объект приобретать и терять экономический характер?
4.2. Достаточно ли наличия хотя бы одного из введенных признаков сложности объекта для признания его таковым?
4.3. Является ли множество концептуальных схем управления открытым или же оно замкнуто?
4.4. Каким образом можно было бы классифицировать множество концептуальных схем управления?
4.5. Может ли быть оптимизировано безальтернативное управление?
Тема 5 (Глава 1, раздел 1.6)
5.1. Допустимо ли сначала определиться с предметной, а затем – объектной локализацией объекта управления?
5.2. Является ли предметная область уникальной или же она вариантна?
5.3. Может ли эмулированная управленческая среда использоваться для осуществления фактического управления?
5.4. В каких случаях предположения трансформируются в допущения?
5.5. Является ли процедура выбора целей формально строгой или же она содержит субъективную компоненту?
5.6. Имеет ли смысл ранжировать управленческие воздействия на этапе содержательной постановки управленческой и задачи?
5.7. Может ли быть сформирован динамический перечень недопустимых состояний объекта управления?
5.8. При каких условиях приемлемо включать воздействия на внешнюю среду в качестве управленческих воздействий?
Тема 6 (Глава 1, раздел 1.7)
6.1. Могут ли формализационные допущения и предположения ослаблять предположения и допущения, сформулированные при содержательной постановке управленческой задачи?
6.2. В каких случаях дискретные показатели состояния предпочтительнее непрерывных?
6.3. Почему нельзя отказаться от детерминизации показателей состояния?
6.4. Почему нельзя перенести детерминизацию на этап формирования критериев эффективности?
6.5. Могут ли быть ограничения взаимоисключающими?
6.6. Является ли процедура скаляризации критерия эффективности для конкретной управленческой ситуации однозначной?
6.7. Каковы позитивные и негативные последствия аналитического представления целевой функции?
Тема 7 (Глава 1, раздел 1.8)
7.1. В чем состоит мотивация выделения видов обеспечения управляющей системы?
7.2. Какова приоритетность конечнопользовательских характеристик управляющей системы?
7.3. Взаимосвязаны ли конечнопользовательские характеристики показатели качества управляющей системы?
7.4. В чем состоят позитивные и негативные последствия изменения реактивности управляющей системы?
7.5. В чем состоят позитивные и негативные последствия обеспечения открытости управляющей системы?
Тема 8 (Глава 1, разделы 1.10 – 1.11)
8.1. Какова мотивация функциональной структуризации управляющей системы?
8.2. Каковы были бы последствия добавления какой-либо функции управления к числу типовых?
8.3. Какая из функций управления является наиболее важной?
8.4. В чем заключаются сравнительные преимущества и недостатки режимов функционирования управляющей системы?
8.5. Какие позитивные и негативные последствия можно усмотреть во включении ЛПР в работу по подготовке управленческого решения?
8.6. Может ли быть получено комплексное оптимальное решение из группы частных оптимальных?
Тема 9 (Глава 2, разделы 2.1-2.9)
9.1. При каких условиях модель может быть трансформирована в алгоритм?
9.2. В чем состоят позитивные и негативные последствия применения полунатурных моделей в экономическом управлении?
9.3. В чем состоят сравнительные преимущества и недостатки расширения ретроспективного горизонта при оценивании текущего состояния объекта управления?
9.4. Может ли быть сформирован пролонгационный метод прогнозирования на базе метода структурного прогнозирования?
9.5. В чем заключаются неблагоприятные управленческие последствия совершения ошибок первого и второго рода?
9.6. Почему совокупность методов регулярной оптимизации является заведомо открытым множеством?
9.7. Может ли являться аналитическая модель подмоделью имитационной и наоборот?
9.8. Какие позитивные последствия могут проявиться в условиях применения заведомо неадекватной математической модели объекта управления?
Тема 10 (Глава 4, разделы 4.1 – 4.3)
10.1. Правомерно ли введение понятия риска, связанного непосредственно не с ущербом, а выгодополучением?
10.2. Правомерно ли распространение классификации и декомпозиции по отношению к рискам?
10.3. В чем состоят сильные и слабые стороны различных схем антирискового управления?
10.4. Каким образом правомерно истолковывать эффективность антирискового управления?
10.5. Каковы сравнительные преимущества и недостатки встроенного и обособленного антирискового управления?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
На данные вопросы обучающийся может отвечать после изучения темы 2.
№ | Содержание вопроса | № ответа | Альтернативы ответа на вопрос | Правильный |
---|---|---|---|---|
1 | Предъявляются ли требования к некоторой субстанции помимо ее принципиальной локализуемости для придания ей статуса объекта? | 1 | Предъявляются | |
2 | Не предъявляются | Х | ||
3 | Предъявляются, если она является материальным объектом | |||
4 | Не предъявляются, если она не является субъектом | |||
2 | Может ли правило носить недетерминированный характер? | 1 | Не может | |
2 | Может, если изначально детерминированному правилу придать искусственную стохастичность | |||
3 | Может, если его условие задается через случайные величины | |||
4 | Может | Х | ||
3 | Можно ли признать субъектом домашнее животное? | 1 | Можно | |
2 | Можно, если по законодательству в отношении него могут совершаться правовые действия | |||
3 | Нельзя | Х | ||
4 | Нельзя, если оно не проявляет признаков логического мышления | |||
4 | Может ли правило декомпозирования или классифицирования быть неоднородным? | 1 | Может | Х |
2 | Не может | |||
3 | Может, если так принудительно установлено | |||
4 | Может, если классифицируемые требования достаточно разнородны | |||
5 | Должны ли при классифицировании объекты быть «нечерными ящиками»? | 1 | Должны обязательно | Х |
2 | Должны в некоторых случаях | |||
3 | Не должны, это не имеет значения | |||
4 | Должны, если классификация — многоуровневая | |||
6 | Должны ли быть взаимосвязаны правила классифицирования в пределах одной процедуры классифицирования? | 1 | Должны в некоторых случаях | |
2 | Должны всегда | Х | ||
3 | Не должны в случае наличия более чем трех признаков классифицирования | |||
4 | Не должны ни при каких условиях | |||
7 | Могут ли быть классифицированы объекты при наличии различных объемов и качества информации относительно них? | 1 | Могут | |
2 | Могут при определенных условиях | Х | ||
3 | Не могут никогда | |||
4 | Не могут, если качество и качество этой информации разнится от объекта к объекту | |||
8 | При каких условиях классификация приобретает динамический характер? | 1 | При условии динамичности внешней среды существования объектов | |
2 | При изменении свойств объектов | Х | ||
3 | При изменении правил классифицирования | |||
4 | При изменении свойств классифицируемых объектов и/или правил классифицирования | Х | ||
9 | Должна ли быть классификация объектов иерархической? | 1 | Должна обязательно | |
2 | Нет, не должна, если правила классифицирования разнородны | |||
3 | Должна в заранее определенных случаях | Х | ||
4 | Не должна | Х | ||
10 | Следует ли стремиться к классифицированию объектов по максимально большому числу классификационных признаков? | 1 | Следует во всех случаях | |
2 | Следует, если это целесообразно по условиям рассматриваемой проблемы | Х | ||
3 | Не следует | |||
4 | Не следует в случае больших стоимостных и временны́х затрат | |||
11 | Может ли система быть сведена к недекомпозированному объекту? | 1 | Не может | |
2 | Может | Х | ||
3 | Может при условии разрыва внутрисистемных связей | |||
4 | Не может, если ее структурные компоненты неоднородны | |||
12 | Должны ли правила декомпозирования объекта последовательно детализоваться? | 1 | Должны | |
2 | Не должны | |||
3 | Возможно, должны при некоторых условиях | Х | ||
4 | Должны, если они разнородные | |||
13 | Имеются ли принципиальные отличия в декомпозировании объектов и субъектов | 1 | Не имеются | |
2 | Могут в общем случае иметься | |||
3 | Имеются в части вычленения интеллектуальной компоненты | |||
4 | Имеются | |||
14 | Влияют ли на декомпозирование объекта цели того субъекта, который его осуществляет? | 1 | Не влияют никогда | |
2 | Влияют, если этот субъект – оперирующая по отношению к данному объекту сторона | |||
3 | Влияют, если этот – субъект управления по отношению к данному объекту. Являющемуся для него объектом управления | |||
4 | Могут влиять | Х | ||
15 | Какие объекты заведомо не могут быть подвергнуты декомпозированию? | 1 | Нет таких объектов – любой объект принципиально декомпозируем | |
2 | Объекты типа «черного ящика» | Х | ||
3 | Объекты с частично неопределенностными внутренними связями | |||
4 | Объекты типа «белого ящика», т.к. они уже декомпозированы | |||
16 | Должно ли декомпозирование объекта доводиться до уровня его элемента (элементарной внутриобъектовой связи) | 1 | Должно в некоторых априорно известных случаях | |
2 | Должно всегда | |||
3 | Должно, если это целесообразно | Х | ||
4 | Должно, если это реализуемо | |||
17 | Реализуема ли процедура декомпозирования в отношении управленческих воздействий? | 1 | Не реализуема принципиально | |
2 | Реализуема в случае их физической однородности | |||
3 | Реализуема при любых условиях | |||
4 | Реализуема в случае композиционности соответствующих мер или мероприятий | Х | ||
18 | Может ли объект быть частично декомпозируемым? | 1 | Может в случае, ели он «неоднородно серый ящик» | Х |
2 | Может, если так установило проводящее декомпозирование лицо | |||
3 | Не может ни при каких обстоятельствах | |||
4 | Не может, если производящее декомпозирование лицо обязано декомпозировать его полностью | |||
19 | Являются ли базовые правила декомпозирования организационно-экономических объектов универсальными (типовыми) для первого (высшего) уровня его декомпозирования? | 1 | Не являются – правила формируются для каждого объекта и условий его существования эксклюзивно | |
2 | Являются типовыми для определенных групп объектов | |||
3 | Являются абсолютно универсальными | |||
4 | Являются в целом универсальными | Х | ||
20 | К чему приводят ошибки в декомпозировании объекта управления? | 1 | К управленческим ошибкам | |
2 | К неоправданным затратам на управление | |||
3 | К ухудшению качества управления | Х | ||
4 | К стрессам управленческого персонала | |||
21 | Может ли быть сформирована система из разнородных объектов? | 1 | Может | Х |
2 | Не может | |||
3 | Может искусственно | |||
4 | Может с ошибками | |||
22 | Могут ли быть исключены при анализе системы внутрисистемные связи? | 1 | Могут всегда | |
2 | Могут при условии их статичности | |||
3 | Могут при определенных условиях | Х | ||
4 | Могут при условии из слабости | |||
23 | Может ли быть сформирована система из всех объектов действительности? | 1 | Может | |
2 | Не может | Х | ||
3 | Может, если будет для этого достаточно ресурсов (в том числе – времени) | |||
4 | Может, если не рассматривать всего многообразия связей между ними | |||
24 | Можно ли добиться выявления системы, если пополнить множество анализируемых объектов – ее потенциальных составляющих новым объектом? | 1 | Нельзя ни при каких условиях | |
2 | Можно, если при этом новый объект будет связан со всеми теми из числа первоначально анализировавшихся объектов, которые были первоначально обособлены | Х | ||
3 | Можно, если новый объект будет связан хотя бы с одним из числа первоначально анализировавшихся | |||
4 | Можно, если при этом новый объект будет связан со всеми из числа первоначально анализировавшихся объектов | |||
25 | Допустимо ли разграничение на сильно и слабо связанные системы в зависимости от числа параллельных связей (различных связей для пар объектов)? | 1 | Не допустимо | |
2 | Не допустимо, если связи — слабые | |||
3 | Допустимо, если степень силы внутренней связанности системы зависит от числа параллельных связей | Х | ||
4 | Допустимо, если сделано такое допущение | |||
26 | Чем факторно определяется сложность системы? | 1 | Числом структурных объектов | |
2 | Числом структурных связей | |||
3 | Сложностью процессоров объектов и связей | |||
4 | Количеством объектов, связей и сложностью их процессоров | Х | ||
27 | Каким образом отбираются объекты для выявления их вхождения в систему? | 1 | Сугубо субъективно | |
2 | По аналогии | |||
3 | Исходя из научного анализа наличия фактической связанности | |||
4 | Посредством сочетания указанных трех способов | Х | ||
28 | По какому признаку могут быть проигнорированы связи между объектами при структурном формировании организационно-экономической системы из этих объектов? | 1 | В случае их слабости | |
2 | По субъективным соображениям исследователя | |||
3 | Если они являются параллельными другим и относительно слабы | Х | ||
4 | В случае, если они носят нестоимостной характер | |||
29 | Может ли организационно-экономическая система быть сформирована посредством введения специальных связей между объектами? | 1 | Не может, т.к. связи существуют объективно или субъективно, но не связаны с формированием системы | |
2 | Не может, если эти связи – слабые | |||
3 | Не может, если эти связи – статические | |||
4 | Может | Х | ||
30 | Могут ли быть исключены в процессе формирования системы подобъекты некоторых входящих | 1 | Могут, если это целесообразно и осуществимо | Х |
2 | Не могут | |||
3 | Вопрос поставлен некорректно | |||
4 | Могут, если эти подобъекты относительно малосущественны | |||
31 | Означает ли отсутствие фактической структурной динамики системы ее статичность? | 1 | Означает | |
2 | Не означает | |||
3 | Означает, если она принципиально статична | Х | ||
4 | Не означает, если период наблюдения за ней был непродолжителен | |||
32 | Можно ли структурному состоянию системы придать динамичность извне? | 1 | Можно, если степень воздействий будет достаточно сильной | |
2 | Можно, если внутрисистемные связи – слабые | |||
3 | Можно, если система может адаптироваться к внешним воздействиям | |||
4 | Можно, если воздействия будут изменять состав объектов и/или связей системы | Х | ||
33 | Какое число структурных трансформаций системы принципиально реализуемо? | 1 | Бесконечное | |
2 | Не поддающееся определению | |||
3 | Количество от начала структурных трансформаций до момента исчезновения системы, в том числе распада элементарной системы | Х | ||
4 | Соответствующее возможному комбинаторному сочетанию числа объектов | |||
34 | Может ли приводить структурная динамика системы к изменению процессоров входящих в нее объектов и связей? | 1 | Не может | |
2 | Может | |||
3 | Может, если только объекты непосредственно подверженны воздействиям внешней среды (чувствительны) | |||
4 | Может в ряде случаев | Х | ||
35 | Может ли структурная динамика объекта быть признана его адаптацией? | 1 | Может, если объект является управляющей системой и реализует управленческие воздействия в виде самореструктуризации | Х |
2 | Может, если эти изменения — целенаправленные | |||
3 | Не может | |||
4 | Не может, если она не улучшает его состояния | |||
36 | Можно ли сделать вывод относительно наличия тенденции структурного распада системы, если число входящих в нее объектов уменьшается? | 1 | Можно | |
2 | Нельзя | Х | ||
3 | Можно, если число оставшихся объектов сократилось более, чем на 2/3 | |||
4 | Нельзя, если в системе сохранились базовые объекты | |||
37 | Порождает ли наличие структурной динамики подсистемы структурную динамику системы в целом? | 1 | Порождает, если эта подсистема – не элементарная | |
2 | Порождает, если это — важная подсистема | |||
3 | Порождает, если другие объекты системы имею с этой подсистемой сильные связи | |||
4 | Порождает во всех случаях | Х | ||
38 | Какая составляющая структурной динамики в большей степени влияет на состояние системы – изменение состава объектов или же состава связей между ними? | 1 | Доминирует состав объектов | |
2 | Доминирует состав связей | |||
3 | Доминирует в зависимости от конкретной ситуации – конкретной системы и ее конкретной внешней среды | Х | ||
4 | Доминирование в общем случае оценить невозможно | Х | ||
39 | Может ли быть признано включение одной системы в состав другой системы структурной динамикой первой? | 1 | Не может | |
2 | Может | Х | ||
3 | Может, если при этом образовались новые внутрисистемные связи в рамках первой системы | |||
4 | Может, если при этом образовались новые сильные внутрисистемные связи в рамках первой системы | |||
40 | Является ли структурная динамика системы обратимой? | 1 | Всегда обратима | |
2 | Обратима при некоторых условиях | Х | ||
3 | Не обратима | |||
4 | Обратима, если была связана с исключением объекта и он не вошел в состав другой системы |
Форма представления результатов рубежного тестирования имеет следующий вид:
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
ИНЖЭКИН
Система дистанционного образования
Фамилия, Имя и Отчество обучающегося
Дата подготовки аттестационного материала
(Число, месяц и год)
Курс «Системный анализ в управлении»
Результаты промежуточного тестирования
Номер вопроса | Номер признанного обучающимся правильным ответа |
1 | |
… | |
40 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
После изучения всего курса ответьте на 10 нижеприведенных вопросов и выполните творческую разработку.
№ | Содержание вопроса | № ответа | Альтернативы ответа на вопрос | Правильный |
---|---|---|---|---|
1 | Корректно ли системный анализ назвать философией управления? | 1 | Несомненно корректно | |
2 | Не корректно | |||
3 | Корректно, если придать философии концептуальный смысл | |||
4 | Не имеет практического значения | |||
2 | Можно ли придать характеру обратной связи динамический характер? | 1 | Нельзя – это противоречит базовым постулатам системного анализа | |
2 | Можно во всех случаях | |||
3 | Можно, если это физически реализуемо | |||
4 | Можно, если это целесообразно и реализуемо | |||
3 | В чем предпочтительнее ошибиться – в допущениях или в предположениях? | 1 | В допущениях | |
2 | В предположениях | |||
3 | Оценить соотносительный размер последствий в общем случае нельзя | |||
4 | Вопрос поставлен некорректно, т.к. не определено, последствия для какого субъекта предлагается сопоставлять | |||
4 | Является ли управленческая информация товарным продуктом? | 1 | Является во всех случаях | |
2 | Не является ни при каких условиях | |||
3 | Является, если она предназначена для возмездной переуступки прав собственности или была хотя бы раз возмездно переуступлена | |||
4 | Является, если она пользуется спросом | |||
5 | Каково главное преимущества экспертных методов над математическими? | 1 | Бо́льшая точность | |
2 | Бо́льшая реактивность | |||
3 | Меньший уровень затрат на использование | |||
4 | Возможность применения в условиях значительных неопределенностей | |||
6 | Должен ли представлять собой сложный объект систему? | 1 | Должен | |
2 | Не должен | |||
3 | Должен, но при условии представления «серым ящиком» | |||
4 | Должен, но при условии представления «белым ящиком» | |||
7 | Можно ли представить допущения и предположения при построении аналитической модели в форме сценария функционирования и развития объекта моделирования? | 1 | Нельзя | |
2 | Можно во всех случаях | |||
3 | Можно, если это физически реализуемо | |||
4 | Можно, если объект управления представлен в виде «серого» или «белого» ящика | |||
8 | Какое основное преимущество имеют имитационные модели над аналитическими? | 1 | Их легче разрабатывать | |
2 | Их легче применять | |||
3 | Они более точные, открытые и универсальные | |||
4 | Они позволяют повысить реактивность управления | |||
9 | Как соотносятся требования к управляющей системе и ее функциональным блокам по точности? | 1 | Они мягче | |
2 | Они жестче | |||
3 | Они тождественны | |||
4 | Их нельзя сопоставить | |||
10 | С событием какого характера может быть соотнесен риск | 1 | С детерминированным | |
2 | Со стохастическим | |||
3 | С неопределенностным | |||
4 | С произвольным |
Форма представления результатов рубежного тестирования имеет следующий вид:
Московский авиационный институт
(государственный технический университет)
Факультет экономики и менеджмента
Система дистанционного образования
Фамилия, Имя и Отчество обучающегося
Дата подготовки аттестационного материала
(Число, месяц и год)
Курс «Системный анализ в управлении»
Результаты итогового тестирования
Номер вопроса | Номер признанного обучающимся правильным ответа |
1 | |
… | |
10 |
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
В рамках итоговой творческой разработки следует выбрать некоторую управленческую сферу и для нее реализовать все этапы содержательной постановки управленческой задачи, предусмотренные темой 5 и разделом 1.6 рекомендуемой литературы. При этом следует ограничить размерность управленческой задачи 5-7 оперирующими сторонами, 3-5 целями управления и 3-5 управленческими воздействиями.
Форма представления итоговой творческой разработки должна иметь следующий вид:
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
ИНЖЭКИН
Система дистанционного образования
Фамилия, Имя и Отчество обучающегося
Дата подготовки аттестационного материала
(Число, месяц и год в принятой в России системе летоисчисления)
Курс «Системный анализ в управлении»
Итоговая творческая разработка
Название (тема) итоговой творческой разработки (не более 13 слов)
Изложение сути итоговой творческой разработки
Объем описания творческой разработки не должен превышать 15 машинописных страниц.