Реферат по курсу «Экономика отрасли»

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

* * * * *

Инженерно-экономический институт

Никулина Е. Н.

Методические рекомендации к изучению дисциплины

«Экономика отрасли»

в системе заочного (с применением ДОТ) обучения

Утверждено

на заседании кафедры

«31» августа 2012 г.

(протокол № 1/135)

Москва

Цель изучения дисциплины «Экономика отрасли» — формирование у слушателей знаний о закономерности развития фирм и отрасли при различных рыночных структурах с целью более полного удовлетворения потребительского спроса и повышения эффективности экономики

Задачи дисциплины: познакомить слушателей, с понятием «отрасль» в условиях рыночной экономики, в связи с тем, что привычное определение отрасли, как совокупности предприятий, ограниченных по ведомственному принципу административно-командной системой, ушло в прошлое. Главную роль начинают играть экономические границы отрасли и факторы, их определяющие. Сформировать представление о современных подходах и закономерностях формирования отраслей, структуре их жизненного цикл, стратегиях поведения фирм на различных этапах существования отрасли, то есть актуализировать знания в области отраслевого деления экономики в условиях рыночных отношений.

В результате изучения дисциплины необходимо:

  1. Знать общеэкономическую и отраслевую структуру народно-хозяйственного комплекса, роль концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования в формировании и становлении отраслей, принципы и факторы их размещения;
  2. уметь применять теорию дифференциации продуктов для позиционирования предприятия в отрасли, идентифицировать доминирующую фирму и формулировать её конкурирующие преимущества, оценить уровень олигополии в отрасли и определять тенденции развития фирмы и отрасли;
  3. иметь навыки формирования и обоснования стратегии развития фирмы, определения её ценовой политики в условиях входа в отрасль, хозяйствования при сложившейся отраслевой структуре и на этапе ухода с рынка, определять тактическую политику в отношении доминирующей фирмы.

Учебный курс содержит систематизированные материалы по следующим основным темам:

  1. Общеэкономическая и отраслевая структура
  2. Экономика и размещение отраслей промышленности
  3. Роль концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства в отраслевом делении экономики
  4. Структура рынков и дифференциация продуктов
  5. Доминирующая фирма
  6. Олигополистическое поведение фирм на рынке, монополия и олигопсония.
  7. Структура рынка и рыночная власть
  8. Государственное регулирование рыночной экономики

Изучение курса предусматривает:

  1. последовательную проработку учебного материала;
  2. ответ на контрольные вопросы, которые представлены в конце основных разделов учебного пособия;
  3. выбор темы реферата из списка, представленного ниже, либо согласование с преподавателем другой тематики;
  4. Написание реферата и отправка работы на проверку. По результатам проверки реферата, в случае отличной и хорошей оценки за выполненную работу, по курсу «Экономика отрасли» проставляется «зачёт». В случае более низкой оценки слушателю высылаются замечания преподавателя для последующей доработки представленного материала.

Предлагаемые темы рефератов по курсу

«Экономика отрасли»

  1. Основные направления развития экономики Российской Федерации
  2. Роль промышленного производства в экономике РФ
  3. Промышленный потенциал РФ
  4. Промышленная политика России
  5. Проблемы структурной перестройки экономики России
  6. Межотраслевые комплексы и их роль в развитии страны
  7. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России
  8. Перспективы развития металлургического комплекса России
  9. Перспективы развития строительного комплекса России
  10. Перспективы развития химико-лесного комплекса России
  11. Перспективы развития агропромышленного комплекса России
  12. Перспективы развития машиностроительного комплекса России
  13. Основные проблемы развития социальной сферы в РФ
  14. Основные принципы территориального размещения промышленности в РФ
  15. Основные направления развития конкретной отрасли промышленности (по выбору слушателя)
  16. Достоинства и недостатки концентрации производства на примере различных отраслей
  17. Специализация производства в конкретной отрасли промышленности
  18. Стандартизация, унификация и типизация в машиностроении (или другой отрасли промышленности)
  19. Комбинирование в промышленности: основные направления развития
  20. Дифференциация продуктов на рынке автомобилестроения (или другой отрасли)
  21. Сущность и области применения моделей горизонтальной дифференциации продуктов
  22. Модели вертикальной дифференциации продуктов
  23. Доминирующая фирма и модели входа на рынок
  24. Классификация отраслей по эффективности барьеров входа на рынок
  25. Олигополистическое поведение государства на отраслевых рынках
  26. Модели олигополистического поведения фирмы
  27. Структура рынка и рыночная власть
  28. Основные показатели монопольной власти фирмы
  29. Государственное регулирование рыночной экономики
  30. Основные направления антимонопольной политики государства
  31. Роль естественных монополий в развитии экономики страны

или другая тема по согласованию с преподавателем