МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(национальный исследовательский университет)
«МАИ»
Инженерно-экономический институт
Центр дистанционного обучения «ДИОМЕН»
Методические рекомендации по изучению курса
«Основы менеджмента».
доцент, к.т.н. Н.В.Комарова
Москва
1.1.Общее описание курса
Данная дисциплина рассматривается как вводная в программу подготовки к профессиональной деятельности в области управления организациями различной формы собственности и функциональными областями менеджмента, такими как управление человеческими ресурсами, маркетинг, логистика и др. Будущий специалист должен быть знаком с совокупностью принципов, методов и форм управления , используемых с целью повышения эффективности работы организации и увеличения прибыли. Изучение этой дисциплины позволит вырастить научные кадры, способные разработать уникальную систему российского менеджмента, подходящего по менталитету и позволяющую с наибольшей эффективностью планировать и использовать материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы предприятия.
Для подготовки менеджеров необходимо учитывать, что для современных условий характерны следующие тенденции управленческой мысли:
— возврат к прошлому, осознание значения материальной и технологической базы современного производства, производительности труда;
— усиление внимания к демократизации управления — участию рядовых работников в управлении и распределении прибылей, в собственности;
— усиление международного характера управления (постиндустриальные страны переходят к открытой экономике), резкое повышение роли международной конкуренции, международной кооперации, развитие транснациональных корпораций.
ЦЕЛЬЮ дисциплины является организационно-экономическая подготовка будущих специалистов в области управления структурными подразделениями предприятий различного типа и уровня.
ЗАДАЧА курса — изложить эффективную систему управления структурными подразделениями предприятиями в современных условиях рыночной экономики, наделить будущих специалистов навыками, достаточными для квалифицированного решения задач, возникающих на практике в области социально-экономического анализа и обоснования принимаемых решений в ходе управления предпринимательской деятельностью.
После изучения курса учащийся должен:
Знать:
— основные понятия и виды менеджмента;
— цели, задачи, принципы и законы управления;
— основные отличия современных концепций управления;
- основные этапы эволюции управленческой мысли;
— проблемы современного менеджмента в малом и среднем бизнесе;
— порядок целеполагания в организациях, методику проведения анализа внутреннего потенциала и внешней среды предпринимательской деятельности;
— современные методы прогнозирования, включая Форсайт технологии и дорожные карты;
— технологию разработки миссии, видения и методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
— этапы организационного проектирования имодели организационных структур;
— основные теории мотивации и возможности их использования для решения управленческих задач;
— критерии эффективностии результативности при исполнении принятых управленческих решений.
Уметь:
— осуществлять управление структурным подразделением современной организацией, в том числе и высокотехнологичной авиационной, добиваясь поставленных целей с использованием современных технологий управления;
— обеспечивать эффективное управление, используя полученные знания и технологии управления, предназначенные для разработки, принятия и реализации управленческих решений;
— проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
— использовать современные методы анализа и оценки конкурентоспособности различных видов деятельности предприятия, моделирования развития управленческой ситуации;
— выполнять организационное проектирование предприятия;
— проводить организационные изменения и обеспечивать эффективную работу организации для достижения поставленных целей;
— формировать систему качественной и количественной оценки эффективности проводимых управленческих решений.
Владеть навыками:
— необходимыми при выработке, принятии и реализации управленческих решений в организационной среде структурного подразделения предприятия;
— комплексного использования технологий управления, начиная от анализа внутреннего и внешнего потенциала,формирования видения и кончая технологиями дорожного картирования и организацией труда в управлении;
— технологиями организационного проектирования и риск-менеджмента;
— формирования системы оценки эффективности управления.
Быть компетентным в вопросах:
— управления развитием структурного подразделения конкретного предприятия;
— комплексного использования технологий организационного проектирования на всех этапах основного управленческого цикла;
— применения методов, позволяющих разрабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения ;
— своевременной и адекватной оценки управленческой ситуации и выработки необходимых корректирующих управленческих воздействий.
Учебная дисциплина включает в себя 14 тем, объединенные в 4 раздела. которые сведены в единый конспект лекций. В конце конспекта лекций дан список литературы, которым можно воспользоваться для углубленного изучения курса.
После изучения учебного материала предусмотрено выполнение самостоятельных заданий для контроля уровня освоения учебного материала. Для этого весь учебный материал разбит на три модуля:
первый модуль включает в себя темы 1-2, второй – темы 3-5, третий – темы 6-10, четвертый – темы с 11-14 (по книге: Н.В. Комарова « Основы менеджмента». Учебник. Изд. «Доброе слово», М.2015)
По каждому модулю предусмотрено выполнение заданий рубежного контроля, каждое из которых имеет рейтинговую оценку в 5- ти бальной системе.
Учащийся, получивший неудовлетворительную оценку по одному или более модулей считается не сдавшим рубежный контроль и не допускается к итоговой аттестации. После дополнительной подготовки следует повторить попытку сдачи соответствующего «рубежа».
Процедура сдачи рубежного контроля
- После изучения темы 1 и 2 учебника приступайте к сдаче первого модуля, который включает ответы на тесты по 1-ой части( стр.39-40 учебника). В ожидании ответа не теряйте времени, продолжайте изучение последующих разделов, включенных в следующий модуль.
- В зависимости от способа общения (электронная или обычная почта) учащийся получает соответствующие задания и инструкции по их выполнению.
- При любом способе общения учащийся получает аргументированный ответ преподавателя. В случае получения неудовлетворительной оценки, следует вернуться к повторной проработке учебного материала и повторять попытки сдачи рубежного контроля вплоть до получения положительной оценки (задания и тесты каждый раз меняются).
- Сдача 2-го модуля происходит после изучения тем с 3 по 5-ой и включает ответы на 17 тестовых заданий( см стр.58-59 учебника)
- Сдача 3-го модуля происходит после изучения тем с 6по 10-ой и включает ответы на 18 тестовых заданий( см стр.103-104 учебника)
- Сдача 4-го модуля происходит после изучения тем с 11 по 14-ый и включает ответы на 18 тестовых заданий( см стр.137-138 учебника)
Итоговая оценка
Итоговая интегральная оценка по дисциплине «Менеджмент» проставляется преподавателем по результатам сдачи четырех «рубежей». Учащийся получает информацию (по электронной или обычной почте) об итоговом результате.
Литература (основная)
- Комарова Н.В. Основы менеджмента: Учебник..-М., Доброе слово,15
- Комарова Н.В. Лабораторная работа по « Основам менеджмента». Формирование мероприятий организационного развития. М.: Доброе слово,2008.