«МАИ» МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ «МАИ»
(национальный исследовательский университет)
Инженерно-экономический институт
кафедра «Производственный менеджмент и маркетинг»
Дмитриев О.Н.
Методические рекомендации к изучению дисциплины
«Организация предпринимательской деятельности»
в системе дистанционного обучения
по программе бакалавриата
Москва
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Организация предпринимательской деятельности»
Цели и задачи изучения дисциплины
Изучение настоящей учебной дисциплины преследует следующие основные цели:
— получение базовых знаний, навыков и умений в части внешнего и внутреннего проектирования основных компонент механизмов организации и осуществления предпринимательской деятельности применительно к современным условиям, что позволит принципиально повысить качество подготавливаемых и принимаемых управленческих решений при осуществлении предпринимательской и иной управленческой деятельности в экономике на макро-, мезо- и микроуровне;
— привитие прогрессивных стереотипов научного и прикладного мышления;
— качественное улучшение профессионально-квалификационной структуры административно-управленческого персонала, а также создание предпосылок возникновения экономической и информационной сред развития цивилизованного предпринимательства;
— формирование среды эффективного правоприменения в области управления экономическими объектами.
Основными задачами обучения являются:
— формирование представления об основных принципах создания, функционирования, развития и ликвидации хозяйствующих субъектов с акцентом на коммерческие организации;
— овладение учащимися современным управленческим инструментарием, а также системным представлением внешних и внутренних регламентаций предпринимательства;
— привитие навыков и приемов системного изложения своих профессиональных воззрений и результатов профессиональной интеллектуальной деятельности, а также аргументированной научной дискуссии;
— приобретение опыта практического приложения полученных фундаментальных и научно-прикладных знаний при решении конкретных управленческих вопросов.
В результате изучения настоящей учебной дисциплины учащийся должен:
— знать:
= основные понятия и конструкции системы правоотношений с приоритетным представлением системы отношений собственности;
= основные институциональные принципы и правила создания, функционирования, развития и ликвидации организаций, а также их корпоратизации;
= типологию и разграничительные особенности организаций;
= структуру внешней по отношению к организации среды, характер и особенности взаимодействия организации с этой средой;
= структуру производственно-хозяйственной деятельности и механизмы ее внутреннего функционирования;
= концептуальные методы внутреннего и внешнего управления организацией микро- и мезоуровня;
— владеть:
= методами анализа состояния организации на всех этапах ее жизненного цикла и выработки рекомендаций по изменению этого состояния;
= методами проектирования и перепроектирования организаций;
— уметь:
= вырабатывать обоснованные заключения относительно особенностей состояния организации и внешней по отношению к ней среды, феноменов, закономерностей и тенденций трансформации этого состояния;
= вырабатывать общие управленческие решения по внутреннему и внешнему управлению основными видами российских организаций и квалифицированно использовать средства технико-экономических обоснований управленческих решений в отношении этих организаций.
Полученные знания и умения приложимы в следующих областях:
— при формировании и реализации предпринимательских проектов учредительного, контрагентского и иного характера, развитии законодательной среды осуществления предпринимательской деятельности, при проектировании и применении управляющих систем международного, межгосударственного, федерального, регионального, внутрикорпоративного, внутрифирменного и внутриподразделенческого уровня, замкнутых на различные сферы деятельности.
Основная рекомендуемая литература
1. Дмитриев О.Н. Основы общей теории современной российской коммерческой организации // Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Доброе слово, 2006.
Контроль знаний учащегося
В процессе прохождения обучения осуществляется:
- одна промежуточная аттестация;
- одна итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестации предусматривают:
- тестирование по принципу выбора правильного ответа из нескольких предложенных альтернатив.
Оценка ответов на тестовые вопросы определяется относительной долей правильных ответов. Итоговая оценка (зачёт) получает учащийся, правильно ответивший на 80 и более процентов тестовых вопросов.
На каждый вопрос предусмотрен только один вариант правильного ответа. Учащийся вправе не отвечать на какие-либо вопросы или считать, что ни один из предложенных вариантов ответов не является правильным. В этих случаях его ответ признается неправильным. Неоднозначности в ответах, в том числе связанные с неоднозначно понимаемыми зачеркиваниями и исправлениями, признаются как неправильные ответы.
Информация о правильности/неправильности конкретных ответов учащемуся не сообщается.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ КУРСА
Изучение курса целесообразно осуществлять последовательно, следуя смысловой канве изложения в рекомендованной базовой учебной литературе (Главы 1 – 9). Необходимо помнить, что игнорирование или поверхностное изучение какого-либо раздела либо даже частного понятия может привести к искаженному восприятию или полному непониманию основных закономерностей возникновения, функционирования, развития и прекращения деятельности организации.
Среди всего множества возможных организаций изложение курса объектно сконцентрировано на таком их виде, как юридическое лицо (предпринимательствующий субъект), которое чаще всего в просторечии называют предприятие, хотя терминологически такое именование и является не только нестрогим, но даже юридически некорректным. В силу естественных причин учебная дисциплина, в основном, специфицирована для современных условий российского предпринимательства с акцентом на сферу наукоемкого производства.
Прохождение курса представляется целесообразным сконцентрировать во времени, не делая слишком больших разрывов между изучением отдельных тем и подтем. В противном случае в силу естественного забывания нарушается логика восприятия учебного материала.
По мере изучения теоретической компоненты следует увязывать соответствующие теоретические – концептуальные, инструментальные и методические построения применительно к реальным предпринимательским ситуациям.
В случае возникновения осознанного или подсознательного концептуального неприятия учебного материала следует спокойно и критически разобраться в причинах возникшей озабоченности и попытаться выяснить причины усматриваемых расхождений. При этом необходимо к своим первоначальным суждениям и материалам публикаций относиться возможно критичнее, причем к собственной аргументации – в превосходной степени. Следует также помнить, что учебники, книги и статьи пишут живые люди, которые, к сожалению, могут совершать ошибки и нередко делают это на практике. Кроме того, всякая публикации соотносится с хронологическим периодом ее появления. Поэтому противопоставление позиций должно подразумевать всестороннюю аргументацию различных точек зрения.
Изложение своего рода специальной теории организации, естественно, может иметь расхождения с бытующей практикой – прежде всего в связи с изъянами в нормативно-правовой базе и широко распространенными стереотипами правового нигилизма, а также получившим широкое распространение жаргоном.
При изучении курса следует иметь в виду его естественную сегментацию, а именно:
— позиционирование предметной области теории организации;
— введение методологического начала в виде системы отношений собственности в виде концептуальной компоненты наряду с системным анализом, позволяющей с научной точки зрения представить основные закономерности, характерные для трансформации состояния организации на всех этапах ее жизненного цикла – как обособленной, так и корпоратизированной организации;
— рассмотрение общих и особенных рамок, принципов и технологий предпринимательства – прежде всего в части институциональных схем организации предприятий как субъектов хозяйствования;
— исследование типологии, наполнения и особенностей внешних связей организации с основными компонентами внешней по отношению организации среды. Особое внимание здесь обращается на внешние регламентации и маркетинговые операции, проводимых с поставщиками и смежниками;
— общая и частные интерпретации предпринимательской организации, прежде всего связанные с предметной локализацией ее ресурсного потенциала (в производственном и финансово-экономическом разрезах);
— рассмотрение механизмов внутреннего (внутрифирменного) самоуправления.
Следует подчеркнуть, что основным результатом изучения курса теории организации как научной дисциплины признается формирование у обучающегося системного восприятия предпринимательской организации в комплексированных институциональном, контрагентском и управленческом аспектах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (САМОПРОВЕРКИ)
Тема 1
1.1. В чем состоят основные отличия самоорганизованной и внешне организованной организациями?
1.2. Могут ли составные организации включать в себя и простые и составные организации?
1.3. В каком проблемном аспекте теория организация пересекается с юриспруденцией?
Тема 2
2.1. Какие основные виды связей выделяются в системе отношений собственности?
2.2. В чем заключается дуализм переуступаемого объекта собственности и возмещения за него?
2.3. Имеется ли законодательное определение прав владения, прав пользования и прав распоряжения?
2.4. В чем состоят проблемы, обусловленные невведением института смешанной собственности?
2.5. Что имеется общего и различного в механизмах возникновения, изменения и прекращения права собственности?
2.6. Сколько видов вещного права ныне введено и какова возможная мотивация плюрализма вещного права?
Тема 3
3.1. Является ли множество объектов собственности замкнутым?
3.2. Насколько длинной может быть схема «права на право»?
3.3. Каковы условия придания объекту собственности статуса товарной продукции?
3.4. При каких условиях жизненный цикл товарной продукции может утратить типовой характер?
3.5. Являются ли признаки разграничения на коммерческие и некоммерческие организации объективированными?
3.6. Является ли множество организационно-правовых форм коммерческих организаций замкнутым?
3.7. Является ли множество организационно-правовых форм некоммерческих организаций открытым?
3.8. Распространима ли принципиально введенная интерпретация организационно-правовой формы на некоммерческую организацию?
3.9. Имеется ли возможность преобразования некоммерческой организации в коммерческую?
3.10. Имеет ли лицо с особенным статусом теоретическую возможность получать прибыль?
Тема 4
4.1. Каковы основные способы взаимного воздействия предприятия на внешнюю среду и внешней среды на предприятие?
4.2. Являются ли правительственные распорядительные документы компонентой российского законодательства?
4.3. Что означает приоретизация категорий законодательных актов Российской Федерации?
4.4. Является ли множество договоров открытым?
4.5. Отражается ли в производственно-сбытовой программе незавершенное производство?
4.6. Каким образом могут быть структурированы предметно локализованные маркетинговые операции?
Тема 5
5.1. Каковы мотивации корпоратизации?
5.2. Каковы антимотивации корпоратизации?
5.3. Каковы основные препятствия на пути реализации корпоратизационных проектов?
5.4. Имеется ли ныне в России регламентация внутрикорпоративного права?
5.5. Какие организационно-экономические схемы и механизмы внутрикорпоративного дисциплинирования могут ныне легитимно использоваться?
Тема 6
6.1. В рамках какого концептуального подхода может возникнуть плюрализм в интерпретации организации?
6.2. В чем состоят позитивные и негативные последствия различных подходов к структуризации потенциала предприятия?
6.3. Какие основные составляющие потенциала предприятия можно выделить?
6.4. Какие обязательные и необязательные цели функционирования и развития могут иметь место у предприятия?
6.5. Какие виды адаптации можно выделить?
6.6. В чем заключается множественность контуров внешнего и внутреннего управления предприятием?
Тема 7
7.1. Какова управленческая мотивация идентификации серийности производства?
7.2. Какова связь диверсификации производства и его технологического облика?
7.3. В чем заключается связь интерпретации предприятия как экологического объекта, его технологических процессов и их вредности?
7.4. Чем в техническом аспекте отличается законсервированное производство от простаивающего?
7.5. Какие усматриваются перспективы стирания разграничений между основным и вспомогательным производством?
7.6. В чем состоят основные особенности производства в постиндустриальном обществе?
7.7. Как можно определить устойчивость технологического комплекса к внешним агрессивным воздействиям?
7.8. Каковы основные составляющие стимулирования персонала?
Тема 8
8.1. Каков управленческий смысл разграничения источников функционирования и развития предприятия?
8.2. В чем состоят основные различия управленческого и бухгалтерского учетов?
8.3. Какова общая структура доходов коммерческой организации, ориентированной на бессрочное функционирование?
8.4. В чем состоят принципиальные различие и общность издержек и себестоимости?
8.5. В чем состоит индикативный характер традиционных (коэффициентных) показателей финансово-экономического состояния предприятия?
8.6. Какова финансово-экономическая сущность образования прибыли как принципиально расчетного объекта собственности?
8.7. В чем заключаются конвергированность и неконвергированность показателей прибыльности и финансовой состоятельности предприятия?
Тема 9
9.1. Какие признаки разграничения сфер управленческой компетенции ныне традиционно вводятся?
9.2. Каковы основные компоненты организационного проектирования?
9.3. В чем заключаются основные особенности развернутых ныне на предприятиях управляющих систем?
9.4. В чем принципиальное отличие схемы интрапренерства от схемы предпринимательства?
9.5. Каков юриспруденческий статус внутрифирменных регламентов производственной деятельности?
Тема 10
10.1. Какие типы управляющих систем ныне известны?
10.2. Каков типовой жизненный цикл управляющей системы предприятия?
10.3. В чем заключается понятие внутрифирменного и внутрикорпоративного информационных пространств?
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РУБЕЖНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИЙ
Прохождение аттестаций целесообразно осуществлять в их естественной последовательности.
Готовить материалы по аттестациям целесообразно в следующие сроки:
— по рубежной аттестации — после изучения учебной дисциплины по тему 4 включительно;
— по итоговой аттестации — после изучения всех материалов учебной дисциплины.
Учащийся вправе выбрать для себя любой иной временной регламент, в том числе готовить материалы по всем аттестациям по окончании изучения всей учебной дисциплины.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ
№
| Содержание вопроса | № ответа | Альтернативы ответа на вопрос |
Правиль-ный
|
1 | В чем состоит принципиальное отличие материального объекта от права как объекта собственности? | 1 | Отличий не имеется | |
2 | Объект может быть потреблен непосредственно, а право – через его реализацию и последующее потребление соответствующего объекта собственности | |||
3 | В стоимостных характеристиках | |||
4 | В характере правоустанавливающих документов | |||
2 | Лишает ли утрата оборотоспособности объектом собственности, являвшимся ранее товаром, его товарного статуса? | 1 | Лишает | |
2 | Не лишает | |||
3 | Лишает частично | |||
4 | Лишает на время | |||
3 | Является ли состав учредительных документов связанным с организационно-правовой формой юридического лица? | 1 | Является | |
2 | Не является | |||
3 | Является связанным для групп организационно-правовых форм | |||
4 | Является связанным с коммерческим характером юридического лица | |||
4 | Могут ли лица с особенным статусом выступать в роли учредителей или участников коммерческих организаций? | 1 | Могут без ограничений | |
2 | Не могут вообще | |||
3 | Могут для определенных организационно-правовых форм | |||
4 | Могут для определенных организационно-правовых форм, причем для некоторых из них – только в законодательно определенном порядке | |||
5 | Может ли быть исключена цель систематического извлечения прибыли из состава целей коммерческой организации? | 1 | Может | |
2 | Может по усмотрению учредителей | |||
3 | Может по усмотрению участников | |||
4 | Не может | |||
6 | Являются ли порядок следования и состав разделов учредительных документов жестко оговоренными? | 1 | Являются | |
2 | Не являются | |||
3 | Являются частично регламентированными | |||
4 | Являются для некоторых организационно-правовых форм коммерческих организаций | |||
7 | Имеются ли ограничения на величину первоначального капитала (например, уставного капитала) сверху? | 1 | Имеются, установленные законом | |
2 | Не имеются | |||
3 | Имеются, установленные регистрирующими органами | |||
4 | Имеются по субъектам федерации | |||
8 | С какого момента юридическое лицо признается правоспособным? | 1 | С момента подписания учредителями учредительных документов | |
2 | С момента государственной регистрации | |||
3 | С момента полной оплаты учредителями своих долей в первоначальном капитале | |||
4 | С момента осуществления первой документарной финансовой операции | |||
9 | Могут ли учредительные документы предприятия предусматривать отсутствие его штатного персонала? | 1 | Могут | |
2 | Точно законодательством не установлено | |||
3 | Не могут | |||
4 | Могут, если предприятие является некоммерческой организацией | |||
10 | Может ли участник предприятия выйти в одностороннем порядке из участия в нем без его заведомой ликвидации? | 1 | Может всегда | |
2 | Может для определенных организационно-правовых форм | |||
3 | Не может | |||
4 | Может для определенных организационно-правовых форм, причем в зависимости от численности и институциональных особенностей других участников | |||
11 | Кто может выступать в качестве договорного контрагента – участника договора? | 1 | Любые лица | |
2 | Лица с учетом ряда законодательных ограничений | |||
3 | Лица с учетом законодательных ограничений и ограничений на условия договора | |||
4 | Финансово состоятельные лица | |||
12 | Является ли множество договоров открытым? | 1 | Является | |
2 | Не является | |||
3 | Законодательством точно не установлено | |||
4 | Является замкнутым и определяется обычаями делового оборота | |||
13 | Может ли срок начала действия договора быть более ранним, чем дата его заключения? | 1 | Может | |
2 | Не может | |||
3 | Может по согласованию с налоговыми органами | |||
4 | Может в случае нотариального заверения | |||
14 | Могут ли в договоре налагаться обязательства на третьих лиц? | 1 | Могут | |
2 | Могут по согласованию с ними | |||
3 | Не могут | |||
4 | Не могут без надлежащего уведомления этих лиц | |||
15 | Прекращается ли действие договора в случае утраты его оригинала? | 1 | Прекращается | |
2 | Прекращается, если его участники не имеют нотариально заверенных копий | |||
3 | Не прекращается | |||
4 | Не прекращается в случае наличия судебного решения | |||
16 | Могут ли участники договора переуступать свои обязательства по договору без согласия других участников договора | 1 | Могут, если это оговорено в условиях договора | |
2 | Не могут | |||
3 | Могут, если договор имеет государственную регистрацию | |||
4 | Могут после надлежащего уведомления других участников договора | |||
17 | Может ли быть заключен бессрочный договор? | 1 | Может | |
2 | Не может | |||
3 | Может в случаях, оговоренных действующим законодательством | |||
4 | Может, если юридические лица не являются муниципальными или государственными унитарными предприятиями | |||
18 | Может ли быть заключен договор о переуступке прав на недвижимость в устной форме? | 1 | Не может | |
2 | Может, если оценка недвижимости менее 1000 МРОТ на дату фактической переуступки прав собственности | |||
3 | Может, если эта недвижимость выработала амортизационные сроки | |||
4 | Не может, если об этом не уведомлено Мингосимущество | |||
19 | Является ли цена обязательным условием договора поставки товарной продукции? | 1 | Является | |
2 | Не является | |||
3 | Не является, если имеются иные взаимные финансовые обязательственные ограничения сторон | |||
4 | Не является, если предусматривается бартерная схема возмещения | |||
20 | Каким образом может быть зафиксировано изменение условий договора? | 1 | Официальным обменом письмами участников договора | |
2 | Подписанием участниками договора протокола об изменении условий договора или нового договора | |||
3 | Направлением официальных писем в нотариальную контору | |||
4 | Уведомлением надзорного государственного органа |
Форма представления результатов рубежного тестирования имеет следующий вид:
Фамилия, Имя и Отчество учащегося
Дата подготовки аттестационного материала
(Число, месяц и год)
Курс «Организация предпринимательской деятельности»
Результаты промежуточного тестирования
Номер вопроса | Номер признанного обучающимся правильным ответа |
1 | |
… | |
20 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
После изучения всего курса ответьте на 10 нижеприведенных вопросов
№
| Содержание вопроса | № ответа | Альтернативы ответа на вопрос |
Правиль-ный
|
---|---|---|---|---|
1 | Является ли переуступка прав собственности обратимой операцией? | 1 | Заведомо является | |
2 | Не является | |||
3 | Является при определенных условиях | |||
4 | Законодательством определен исчерпывающий перечень обратимых операций переуступки прав собственности | |||
2 | Может ли юридическое лицо быть преобразовано в произвольную организационно-правовую форму? | 1 | Не может | |
2 | Может при определенных условиях | |||
3 | Может | |||
4 | Может, если оно является коммерческой организацией | |||
3 | Ограничено ли число реорганизаций юридического лица? | 1 | Ограничено двумя в течение финансового года | |
2 | Не ограничено | |||
3 | Ограничено по указанию регистрирующего органа | |||
4 | Ограничено в зависимости от организационно-правовой формы | |||
4 | Имеются ли правопреемники у ликвидированного юридического лица? | 1 | Они устанавливаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) | |
2 | Имеются и ими являются неудовлетворенные кредиторы всех установленных очередей | |||
3 | Не имеются | |||
4 | Не имеются, если это оговорено в учредительных документах | |||
5 | Могут ли учредители и участники дать указание дирекции относительно заключения договора? | 1 | Могут на общем собрании участников при наличии квалифицированного большинства | |
2 | Могут по согласованию с советом директоров, если предприятие имеет организационно-правовую форму ОАО | |||
3 | Не могут, если это не оговорено в учредительных документах | |||
4 | Не могут ни при каких обстоятельствах | |||
6 | Могут ли быть интегрированы открытое акционерное общество и государственное унитарное предприятие в холдинговую корпоративную структуру? | 1 | Могут, если у ОАО доля федерального участия составляет более 50% | |
2 | Не могут | |||
3 | Не могут, если у предприятий имеются неисполненные обязательства должников | |||
4 | Могут по единогласному согласию учредителей | |||
7 | Является ли участник юридического лица его собственником? | 1 | Является, если он – учредитель | |
2 | Не является | |||
3 | Является, если это отражено в учредительных документах | |||
4 | Не является. если его доля менее 5% | |||
8 | Может ли предприятие функционировать исключительно на арендованных производственных мощностях? | 1 | Может | |
2 | Не может | |||
3 | Может по согласованию с участниками | |||
4 | Может по согласованию с Мингосимуществом | |||
9 | Является ли чистая прибыль собственностью юридического лица? | 1 | Является | |
2 | Не является | |||
3 | Является в своей нераспределенной части | |||
4 | Является в своей нераспределенной части после решения участников | |||
10 | Могут ли величины издержек и себестоимости находиться для некоторого финансового периода в произвольном соотношении? | 1 | Могут | |
2 | Не могут | |||
3 | Могут, если производство остановлено | |||
4 | Могут, если предприятие — банкрот |
Форма представления результатов итогового тестирования имеет следующий вид:
Фамилия, Имя и Отчество учащегося
Дата подготовки аттестационного материала
(Число, месяц и год)
Курс «Организация предпринимательской деятельности»
Результаты итогового тестирования
Номер вопроса | Номер признанного обучающимся правильным ответа |
1 | |
… | |
10 |