РАСЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Маркетинг»
Цель проведения расчетной работы – закрепление знаний и приобретение навыков по определению конкурентоспособности товаров.
Задание.
Определить конкурентоспособность гражданских самолетов, характеристики которых представлены в таблице. Сделать вывод о наиболее конкурентоспособном самолете на основании расчета коэффициентов конкурентоспособности каждого из них (в сравнении с самолетом-аналогом).
Процедура выполнения задания.
- Повторить теорию маркетинга, относящуюся к теме задания (раздел 2), акцентируя внимание на ключевых понятиях:
- Конкурентоспособность товара (к/с) — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно выявленных требований рынка или другого товара.
- Наиболее конкурентоспособным считается тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам (удельный полезный эффект) максимально по сравнению с другими аналогичными товарами.
- Условие конкурентоспособности товара в общем, виде может быть записано следующим образом
где K- коэффициент (показатель) конкурентоспособности;
P- суммарный полезный эффект;
C- полные затраты на приобретение и использование.
- При сравнении нескольких изделий наиболее конкурентоспособным считается то изделие, у которого наибольший коэффициент конкурентоспособности (К).
2. Произвести расчет показателей конкурентоспособности предлагаемых для сравнения самолетов согласно этапам процедуры, изложенной в разделе 2.
1) Анализ рынка и выбор товаров-аналогов для сравнения.
В качестве аналогов, подлежащих сравнению, предлагается рассмотреть 8 типов самолетов, относящихся к классу дальнемагистральных аэробусов (см. таблицу).
2) Выбор товара-аналога в качестве базы для сравнения.
На практике в качестве аналога (базы для сравнения конкурирующих между собой товаров) может приниматься либо аналог, характеристики которого в наибольшей степени соответствуют требованиям покупателя, либо гипотетический аналог, имеющий лучшие значения параметров из представленных на рынке типов конкурирующих изделий.
В качестве базы для оценки конкурентоспособности самолетов предлагается принять гипотетический самолет-аналог — с лучшими характеристиками представленных на рынке авиатехники типов самолетов.
3) Определение набора потребительских и экономических параметров, а также их численных значений.
Набор параметров, предлагаемых для расчета коэффициентов конкурентоспособности самолетов, представлен в таблице. Это – потребительские параметры (пасссажировместимость, коммерческая нагрузка, скорость, дальность беспосадочного полета) и стоимостной параметр (цена).
4) Определение удельного веса параметров (экспертным путем).
Веса потребительских параметров заданы и приведены в таблице.
5) Определение величины полезного эффекта от эксплуатации каждого из 8 самолетов в сравнении с самолетом-аналогом.
— Определение параметрического индекса по каждому отобранному для сравнения потребительскому параметру (пасссажировместимости, коммерческой нагрузке, скорости, дальности беспосадочного полета), т.е. расчет соотношения числовых значений указанных параметров самолета, оцениваемого на конкурентоспособность, и самолета-аналога.
— Определение сводного параметрического индекса по потребительским параметрам. Сводный параметрический индекс по потребительским параметрам характеризует величину полезного эффекта (Р).
6) Определение полных затрат на приобретение каждого из 8 самолетов в сравнении с самолетом-аналогом.
— Определение параметрического индекса по каждому стоимостному параметру, т.е. расчет соотношения числовых значений цен самолета, оцениваемого на конкурентоспособность, и самолета-аналога.
— Определение сводного параметрического индекса по стоимостным параметрам. Т.к. в задании приведены данные только по одному стоимостному параметру (цене), то сводный параметрический индекс по стоимостным параметрам будет совпадать с параметрическим индексом по цене.
7) Определение коэффициента конкурентоспособности для каждого из 8 самолетов как расчет соотношения полезного эффекта к затратам.
8) Определение наиболее конкурентоспособного самолета.
Наиболее конкурентоспособным будет самолет с максимальным коэффициентом конкурентоспособности.
Таблица.
Характеристики самолетов.
Кол-во пассажиров (человек) N | Коммерческая нагрузка (тонн) | Максимальная скорость (км/ч) V | Дальность беспосадочного полета (км) L | Цена $ тыс. | ||
Коэффициент важности параметра | 0,3 | 0,4 | 0,1 | 0,2 | Коэфф. важн.= 1 | |
Тип самолета | ||||||
1 | А-300-600 | 375 | 44,18 | 890 | 8060 | 67000 |
2 | А-330-300 | 428 | 45,7 | 910 | 12800 | 75000 |
3 | Б-747-400 | 412 | 65,3 | 976 | 15200 | 120500 |
4 | Б-747-300 | 400 | 67 | 982 | 13590 | 110000 |
5 | Б-747-СП | 331 | 35 | 973,7 | 16450 | 90000 |
6 | Б-747-200S | 452 | 68,8 | 977 | 11423 | 100000 |
7 | ДС1030ЦФ | 380 | 49,28 | 880 | 11666 | 67000 |
8 | МД-11 | 276 | 56 | 887 | 15250 | 80000 |
Гипотетический самолет аналог — с лучшими хар-ми | 452 | 68,8 | 982 | 16450 | 67000 |